Принципы страны назначения и страны происхождения товара
Если государство избрало территориальный принцип построения налогообложения НДС, то дополнительно используются принцип страны назначения (destination principle) или принцип страны происхождения товара (origin principle). Данные принципы позволяют решить вопросы внутреннего налогообложения участвующих в международном обмене товаров.
По концепции страны назначения реализация товаров и услуг облагается НДС в государстве, в котором происходит конечное потребление. Выполнение этого требования предполагает введение пограничного налогового регулирования, предусматривающего, чтобы все экспортные товары вывозились без налогообложения, а импортные ввозились с полным обложением внутренними налогами. Фактически это означает, что НДС взимается в государстве, в которое импортируется товар, и не взимается в государстве, из которого они экспортируются. Именно применение концепции страны назначения становится основанием для применения нулевой ставки в отношении экспорта. В результате налоги налагаются на импорт в налоговую юрисдикцию, но не на экспорт – и любая прежде собранная сумма налога возмещается.
При концепции места происхождения налогообложение осуществляется в государстве происхождения товара или услуги. Налогообложение по концепции страны происхождения представляется более простым с точки зрения администрирования НДС, поскольку в данном случае отсутствует необходимость контроля для целей налогообложения за внешнеэкономическими операциями и осуществления возмещения ранее удержанных сумм налога.
Однако, несмотря на такой более простой порядок администрирования НДС, считается, что в настоящее время ни одно государство не использует НДС, основанный на принципе страны происхождения. Преобладающим подходом в практике зарубежных государств является взимание НДС на основе принципа территориальности, дополненного принципом страны назначения. Именно принцип страны назначения позволяет обеспечить в рамках международной торговли важнейшую характеристику НДС – его нейтральность, и отвечает правовой природе налога как налога на потребление.
Вместе с тем нельзя не учитывать недостатки организации налогообложения НДС на основе принципа страны назначения. Так, налогообложение экспорта по нулевой ставке неизбежно привлекает внимание недобросовестных налогоплательщиков, а различия в закрепляемых в государствах правилах определения места потребления могут приводить к двойному налогообложению или непреднамеренному освобождению соответствующей реализации от налогообложения НДС.
Следует отметить, что при международной торговле товара определить место потребления становится достаточно просто, однако ситуация усложняется, если речь идет о реализации услуг или нематериальных благ, в отношении которых таможенные органы не могут проконтролировать их перемещение через границу. В рамках ЕС вопрос о месте реализации услуг и нематериальных благ зависит от статуса лица, которому оказываются услуги (передаются блага), и в определенных случаях – от вида услуги. Так, при реализации услуги одной организацией другой организации налогообложение осуществляется по месту учреждения организации-потребителя, а в случае оказания услуги ее постоянному учреждению, расположенному в ином месте, – по местонахождению соответствующего учреждения организации. В то же время для определенных услуг устанавливаются исключения: в частности, услуги, связанные с недвижимым имуществом, считаются оказанными по местонахождению этого имущества.