Принципы и последовательность реализации Public Relations
Как и любое успешное деловое начинание, Public Relations, несмотря на кажущуюся свою легкость, требуют наличия серьезного подхода к собственной реализации. На сегодняшний день одним из популярных проектных подходов является формализованная системная модель RACE, которая широко используется в мировой практике реализации PR-проектов. Предложенная формула является аббревиатурой, составленной из первых букв следующих понятий.
• Recearch – исследование: анализ, изучение пространства и определение задач по выявлению целевых аудиторий, их отношения и мнений по поводу PR-продукта (личности, организации, услуге или товару), а также характера и источников информации, через которые максимально эффективно и рационально можно достичь поставленных задач.
• Action – действие (планирование действия): разработка, проектирование и составление сметы PR-программы, в рамках которых готовится концепция PR-кампании, определяются типы и количество ключевых акций, выявляются принципы отбора технологий использования различных каналов коммуникации, разрабатывается поступательный рабочий план реализации PR-проекта в соответствии с определенными временными этапами.
• Communication – общение: реализация PR-программы информационно-коммуникативными средствами, осуществление запланированных действий в намеченном направлении влияния на восприятие определенной ранее целевой аудитории.
• Evaluation – оценка: определение результатов и внесение корректив в PR-программу, регулярный мониторинг ситуации и динамичное реагирование на изменения в ней, поэтапная оценка проделанной работы с поступательной коррекцией PR-стратегии и на окончательном этапе подготовка аналитического отчета с разработанными рекомендациями на перспективу.
Следует отметить, что с точки зрения значимости и веса в PR-коммуникации расположение символики в формуле не всегда было такого формата. Иногда, например в начале девяностых годов XX в., ее можно было представить в следующем виде – CARE – особенно это касалось государственной сферы, где на первое место выходил элемент С – символизирует реализацию планов информационно-коммуникационных действий (специалисты прежде всего были поглощены проблемой подготовки текстов прямого действия и мероприятий для прессы: релизов, конференций, эффектных встреч и связей с журналистами и т.д.). Второе место занимал элемент А – отвечает за разработку стратегических и тактических планов информационно-коммуникативной деятельности. На третьей позиции располагались исследования (элемент R) непосредственного человеческого материала (репрезентативные и экспертные исследования электората) и медийного поля (печатные и электронные СМИ). И на завершающем месте находился элемент Е – анализ эффективности проделанной работы[1].
Более подробно мы остановимся на основных направлениях, таких как исследование и планирование.
Исследование
Перед тем как PR-специалисты по заданию фирмы-заказчика доведут ее образ до сведения всех остальных участников коммуникативного взаимодействия в социальном пространстве, необходимо правильно идентифицировать этот образ. Исследовательская деятельность в PR применяется с целью диагностики общественного мнения о состоянии имиджа организации и наиболее значимых ее представителей. Общие задачи исследования в Public Relations включают в себя зондирование основных ожиданий, измерение реальных мнений, определение лидеров в вопросах общественного мнения, описание характеристик различных заинтересованных групп, тестирование тематики и средств массовой информации, а также выявление потенциальных проблемных зон в обществе до того, как они проявятся.