Принципы и методы консультирования организации
Организационное консультирование опирается на следующие методологические принципы.
1. Принцип системности. Организацию можно изменить, лишь работая с ней, как с целостной системой, на всех ее уровнях и во всех подразделениях. Изменение в работе какой-либо подсистемы, например, маркетинговой службы, службе управления персоналом может внести дисбаланс в состояние организации в целом. Причина заключается в рассогласовании при изменениях устоявшихся связей, отношений и взаимодействий. Консультирование затрагивает все стороны жизни организации, ее взаимоотношения с внешней средой, способы взаимодействия внутри предприятия (отношение руководства к персоналу и др.).
Понимание системности в жизни организации обязывает консультанта ответить на следующие ключевые вопросы:
А. Какие ценности лежат в основе работы организации? В организации есть три генеральные ценности, которые взаимосвязаны между собой (управляемость, инновационность и клиентность). Управляемость как ценность находит свое проявление в согласованности целей и действий и реализуемости решений. Инновационность – есть способность организации порождать новшества и осуществлять нововведения (проявляет себя через открытость нововведениям, проактивное управление и качество управленческой воли). Клиентность – это соответствие организации потребностям рынка и привлекательность ее продуктов для клиентуры. При проведении диагностики организации важно выявить те приоритетные ценности, которые лежат в основе деятельности организации. В ином случае, возможно противоречие между замыслами консультанта и той организационной реальностью с которой он работает. Для разных этапов консультативной работы важна опора сначала на инновационность, потом управляемость и, как следствие – клиентность.
Б. Какова стратегия организации, тот генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей?
В. Какова организационная структура как совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена взаимосвязь, призванные обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей?
Г. Какая система управления сложилась в организации? Под системой управления имеется в виду совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется функция управления.
Д. Каков стиль управления как интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемые ею способы управленческой деятельности?
Е. Каков состав работников – необходимое количество и качество специалистов, вовлеченных в работу организации и какова сумма их умений и навыков?
2. Принцип изменения. Любая организация, которая стремится быть конкурентоспособной, существует в режиме развития, который необходимо обеспечить кадрами, способными решать текущие и перспективные задачи. В этом смысле консультирование организации может носить реактивный (обеспечивать функционирование организации) и проактивный характер (т.е. ориентироваться на те задачи, которые ставит перед собой организация на ближайшее и отдаленное будущее).
3. Принцип позитивного подхода. Внешние или внутренние консультанты, менеджеры по персоналу, психологи, опираясь на возможности персонала, а не его ограничения (трактовка проблемы как возможности) более успешны в достижении целей развития персонала и организации в целом.
4. Принцип исследования действием и консультирования в деятельности. Консультирование предполагает выявление реальных практических проблем профессиональной деятельности, их исследование, нахождение способов решения. Именно поэтому движение от действия к новым знаниям, а не информирование по поводу возникающих трудностей представляется более обоснованным. На этапе диагностики, на этапе обеспечения организационных изменений консультанту важно занять позицию организатора рефлексивной среды, побуждающего к самостоятельной выработке решений. Экспертное консультирование имеет существенные ограничения, особенно в сфере работы с персоналом.
5. Принцип уникальности организации. Консалтинговые программы строятся с учетом уникальности организации, ее истории и позиционирования на рынке, особенностей организационной культуры, опыта развития и обучения персонала (успешного или неуспешного).
6. Принцип технологичности. В современной организационной и консультационной психологии, в практике управленческого консультирования и организационного развития уже наработан целый комплекс эффективных технологий (различные виды игр, анализ случаев, методы активизации личностного ресурса, проектное обучение, тренинги и др.). Поэтому работа специалиста по консультированию носит технологичный характер и методы, используемые консультантом, могут быть освоены другим.