Принципы и методы исследований в организационной психологии
Организационные психологи, проводящие исследования в реальных производственных условиях, пользуются несколькими методами. Выбор наиболее подходящего из них – одна из важнейших задач, которую необходимо решить, приступая к реализации исследовательской программы. В большинстве случаев выбор метода определяется природой проблемы, которую предстоит изучить. В работе организационного психолога практика есть место всем классическим психологическим методам – эксперименту, наблюдению, опросу.
Эксперимент в организационной психологии. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра на действия или поведение изучаемых людей – участников эксперимента. Первыми экспериментами в организационной психологии были исследования в области рекламы (зависимость запоминаемости рекламы от ее положения на странице) и производительности труда (Хоторнские исследования).
Психологи заранее планируют эксперимент. Планирование прежде всего предполагает, что исследователь четко определил независимую переменную – элемент организационной ситуации (стиль управления, размер заработной платы, количество участников в группе, работающей над заданием, рабочий график и т.д.) и зависимую – характеристика деятельности или поведения работников организации, ее клиентов или иных стейкхолдеров. Обе переменные доступны объективному наблюдению, измерению и могут быть зафиксированы.
Выделенные переменные необходимо контролировать, чтобы получить объективный результат. Контроль за экспериментальными условиями позволяет утверждать, что любое изменение реакции испытуемых является исключительно следствием изменения независимой переменной. Чтобы реализовать это важное требование и обеспечить надежный контроль, психологи работают с двумя группами испытуемых – с экспериментальной группой, в состав которой входят испытуемые, подвергающиеся воздействию независимой переменной, и с контрольной группой. Существуют специальные приемы уравновешивания этих групп по составу.
Отбор участников эксперимента достаточно сложная в решении задача. Контрольная и экспериментальная группы должны быть по возможности максимально идентичны. Добиться этого можно, используя один из двух способов их комплектования, – на основе случайной выборки или по принципу соответствия.
Условия, в которых проводится организационно-психологический эксперимент, обозначаются как полевые, так как проводятся в реальных условиях и с реальными сотрудниками. Это накладывает дополнительные этические требования к работе организационного психолога.
Важно, чтобы внедрение результатов проведенного экспериментального исследования шло под контролем организационного психолога, ему необходимо сотрудничество с менеджерами и рабочими, понимающими, чем вызваны нововведения, появившиеся в результате эксперимента и к каким субъективным выигрышам приведет их внедрение.