Принципы менеджмента
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.
Принципы – правила, нормы, предписания к действию.
Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:
ü лояльность к работающим;
ü ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
ü атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
Таблица 3.3
Принципы управления
Группа принципов |
Перечень признаков |
I. Как надо руководить (работать) |
1. Экономичность 2. Действенность 3. Инновация 4. Единоначалие и коллегиальность 5. Мотивация 6. Лидерство 7. Научность 8. Ответственность 9. Правильный подбор и расстановка кадров 10. Обеспечение обратной связи 11. Ориентация на потребителя 12. Предпринимательство 13. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления 14. Коллективность принятия решения 15. Сочетание прав, обязанностей и ответственности |
II. Как не надо руководить (работать) |
1. Бюрократизм 2. Волокита 3. Несамостоятельность суждений 4. Неумение работать с людьми 5. Безынициативность 6. Отрыв слова отдела и т.п. |
ü своевременная реакция на изменения окружающей среды;
ü установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
ü методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
ü коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
ü непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
ü честность и доверие к людям;
ü умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
ü этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
ü качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
ü опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
Функции менеджмента
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.
Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Функции управления бывают:
• общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;
• конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;
• специальные – подфункция конкретной функции.
При этом объективно необходимые функции – это:
ü организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
ü социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).
Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:
• ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;
• ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;
• цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;
• стадии жизненного цикла продукта.
Для достижения некоторой цели необходимо реализовать ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления (вариантов здесь может быть 1 × 5), ресурсное обеспечение (1 × 8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1 × 5 × 8 × 2 = = 80 функций.
В примере представлен вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.