Принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципыправила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

ü лояльность к работающим;

ü ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;

ü атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;

Таблица 3.3

Принципы управления

Группа принципов

Перечень признаков

I. Как надо руководить (работать)

1. Экономичность

2. Действенность

3. Инновация

4. Единоначалие и коллегиальность

5. Мотивация

6. Лидерство

7. Научность

8. Ответственность

9. Правильный подбор и расстановка кадров

10. Обеспечение обратной связи

11. Ориентация на потребителя

12. Предпринимательство

13. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления

14. Коллективность принятия решения

15. Сочетание прав, обязанностей и ответственности

II. Как не надо руководить (работать)

1. Бюрократизм

2. Волокита

3. Несамостоятельность суждений

4. Неумение работать с людьми

5. Безынициативность

6. Отрыв слова отдела и т.п.

ü своевременная реакция на изменения окружающей среды;

ü установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;

ü методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;

ü коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

ü непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;

ü честность и доверие к людям;

ü умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;

ü этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

ü качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

ü опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функциивиды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

ü организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

ü социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

• ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

• ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

• цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

• стадии жизненного цикла продукта.

Для достижения некоторой цели необходимо реализовать ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления (вариантов здесь может быть 1 × 5), ресурсное обеспечение (1 × 8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1 × 5 × 8 × 2 = = 80 функций.

В примере представлен вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.