Принципы и инфраструктура конкурентной разведки
В этом мире нет гарантий, есть только возможности.
Д. Макартур
Система конкурентной разведки базируется на ряде основополагающих принципов (рис. 6.1)[1]:
Рис. 6.1. Основополагающие принципы конкурентной разведки
Принцип целевой направленности. Ясная и однозначно трактуемая постановка целей сбора и анализа информации при проведении конкурентной разведки.
Принцип полноты. Необходимость сбора информации из любых доступных специалисту источников.
Принцип достоверности. Определение степени достоверности полученной информации.
Принцип прогнозируемости. Возможность определения тенденций развития.
Принцип постоянства. Конкурентная разведка осуществляется на постоянной основе, что позволяет создать банк данных о программах, мероприятиях, реализованных конкурентом.
Принцип изменяемости. Специалисты по конкурентной разведке выявляют различные изменения, происходящие среди главных конкурентов, а также в макросреде.
Принцип разумной достаточности. Объем собираемой информации носит умеренный характер.
Принцип общности. Применение единообразного терминологического аппарата.
Принцип доступности. Использование всех доступных информационных источников. Сопоставление полученных данных с данными прошлых лет или других организаций.
Принцип познаваемости. Установление причин и следствий исследуемых явлений.
Принцип учета особенностей. Учет национальных, социальных, экологических и иных особенностей.
Принцип поступательности. Принимаемые предприятием (организацией) ответные решения на реализуемые конкурентами программы, мероприятия носят преимущественно наступательный характер.
Принцип своевременности. Целевая информация об основных конкурентах своевременно предоставляется руководящему составу организации и ведущим менеджерам.
Принцип уменьшающейся ценности (полезности). В данном случае имеет место феномен падения со временем ценности (актуальности) собранной информации о конкурентах.
Инфраструктура системы конкурентной разведки представлена на рис. 6.2[2].
Рис. 6.2. Инфраструктура системы конкурентной разведки
Располагаемые информационные ресурсы (накопленные базы данных) – это собственные информационные ресурсы, на основе использования которых обеспечивается функционирование системы конкурентной разведки в организации.
Источники сбора необходимой информации о главных конкурентах – это различные источники сбора информационных ресурсов (например, персонал, СМИ, библиотечные ресурсы, справочно-информационные центры, презентации, выставки, архивы).
Профессиональное кадровое обеспечение – специально подготовленный персонал, имеющий подготовку в области информационной деятельности, создания и обслуживания систем конкурентной разведки.
Необходимый инструментарий – разнообразные технические и программные средства, каналы связи, нормативнотехнические и правовые документы, методы и методики, обеспечивающие функционирование системы конкурентной разведки.
Технологии сбора, обработки и анализа информации – современные технологии сбора, обработки и анализа полученной из различных источников информации о главных конкурентах.
Пользователи и создатели информационных ресурсов – это персонал и организации, участвующие в научно-исследовательской, производственной, экономической и других видах деятельности.
Организационная составляющая системы – это организационный компонент системы, объединяющий информационные ресурсы, источники информации, персонал, пользователей и создателей информационных ресурсов, технические средства и каналы связи между всеми потребителями информации.
Финансовое обеспечение системы – это компонент системы, обеспечивающий финансовые ресурсы для осуществления действий конкурентной разведки.