Внутриличностный конфликт
Участвуя в любом из конфликтов (межличностном, групповом, семейном, политическом и др.), личность может являться одной из конфликтующих сторон. Но в то же время личность и сама является носителем своих внутренних конфликтов. Конфликты этого вида в психологии обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, психологические интрасубъектные, интраперсональные. Все эти понятия употребляются как синонимы.
"Внутриличностный конфликт – эго состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов". Или: "Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требуютая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление".
Внутренние противоречия побуждают индивида не только изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, но и самосовершенствоваться, наполняя свою жизнь смыслом. Поэтому для психически здорового человека не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна и необходима.
Виды внутриличностных конфликтов
Внутренний конфликт – сложное явление, трудно поддающееся классификации. Для выделения видов внутриличностных конфликтов имеются различные основания.
В рамках психологического подхода принято разделять конфликты в зависимости от сферы их проявления на мотивационные, когнитивные и ролевые (в одних концепциях последние также принято обозначать как деятельностные, в других как поведенческие или ситуационные).
Мотивационные конфликты изучались в психоанализе и последующих психодинамических концепциях. Эти подходы исходят из представления о первичности внутриличностного конфликта как следствия противоречивости человеческой природы. В теории З. Фрейда психологический конфликт возникает вследствие противоречия между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго), между биологическими слепыми влечениями и желаниями человека (сексуальными, агрессивными) и нормами морали, усвоенными личностью. Вытеснение неприемлемых для человека желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Не будучи представлены в сознании, такие противоречия часто приводят к необходимости включения механизмов психологической защиты, вследствие чего внутреннее напряжение ослабляется, однако реальность нередко предстает перед индивидом в искаженном виде. Различают следующие основные виды психологической защиты:
• Вытеснение – процесс, в результате которого травмирующие или не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного.
• Сублимация – преобразование инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком смысле под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень (различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения).
• Регрессия (от лат. regressio – движение назад) – возвращение к ранним детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Так, в состоянии внутриличностного конфликта люди нередко "впадают в детство". Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия.
• Рационализация – поиск правдоподобных причин для объяснения травмирующих событий или оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами.
• Проекция – осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности на внешние объекты. Так, образ врага наделяется всеми негативными чертами, которые человек старается не видеть в себе (замечает "сучок в чужом глазу", а в собственном "бревна не видит"). Тем самым человек снимает с себя вину за возникновение конфликта и перекладывает ее на другого.
• Замещение:
а) замещение объекта – перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Например, вместо ответа начальнику на оскорбительное замечание, пнуть собаку или накричать на подчиненного;
б) замещение чувства – разрешение самому себе испытывать одни чувства взамен других (запретных). Так, мальчики в процессе воспитания научаются подавлять страх, печаль, боль, проявляя вместо них гнев и агрессию, тогда как у девочек принято заменять гнев на печаль и слезы.
• Интеллектуализация – способ преодоления стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа. При этом значимые для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций. Характерный пример использования интеллектуализации приводит Платон в своем сочинении "Федон": "Сократ перед тем, как принять яд, хладнокровно рассуждает о том, как ему облегчить другим людям хлопоты, связанные с его похоронами".
• Идентификация – отождествление субъекта с другим лицом или группой, посредством которого человек усваивает определенные образцы поведения, формирует свое сознание в процессе развития и принимает ту или иную социальную роль. Идентификация с референтной группой помогает индивиду справиться с беспокойством и чувством незащищенности.
• Обособление – отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий или действий ("авось пронесет!").
• Бегство в фантазию – замена деятельности, направленной на реальное преодоление проблем, воображаемыми победами.
Использование различного рода психологических защит при разрешении внутриличностных конфликтов может оказаться как успешным, так и безуспешным. Нередко те механизмы защиты, которые играли положительную роль на определенном этапе формирования личности, становятся неэффективны в более зрелом ее состоянии.
Преодоление разрушительного влияния внутриличностного конфликта в психоанализе считается возможным путем терапии, направленной на осознание истинных его причин.
Изучением мотивационных конфликтов занимался также К. Левин, который выводил их не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых тенденций. Вспомним, что Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов:
1) человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной степени привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (например, в таком положении оказывается молодой муж, если мать и жена ставят его перед невозможным для него выбором);
2) выбор между в равной степени непривлекательными возможностями (женщина не может решиться развестись с нелюбимым мужем, так как не хочет, чтобы ребенок рос без отца);
3) одна и та же возможность в равной степени и привлекательна и непривлекательна, имеет и плюсы, и минусы (внутренняя борьба связана со взвешиванием всех "за" и "против": например, соглашаться ли на более высокооплачиваемую, но неинтересную работу и т.п.).
Когнитивные конфликты являются следствием столкновения несовместимых для индивида представлений. С точки зрения когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, человек, которого вы считали своим другом, совершает несовместимый с дружеским отношением поступок. Возникает противоречие двух представлений: "он мой друг" и "друзья так не поступают". В соответствии с теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера люди будут стремиться к уменьшению состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два "знания" (понятия, мнения), психологически не согласованных между собой. Это и есть когнитивный диссонанс. Нередко внутренний конфликт возникает вследствие когнитивного диссонанса, когда человек не уверен в правильности принятого им решения. Многим знакомо состояние "убеждения" или "уговаривания" себя в правильности сделанного выбора. Диссонанс возникает из-за противоречия двух знаний: "Я принял решение" и "Я не уверен, что это правильное решение". Ослабление когнитивного диссонанса возможно путем изменения одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Так, курильщик может уйти от переживания внутреннего противоречия, вызванного знанием о вреде курения, либо, убедив себя в том, что представление о вреде курения сильно преувеличено, либо успокаивая себя тем, что он по настоящему-го и не курит, а просто балуется.
Конечно, в реальности изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко и сопровождаются негативными переживаниями. Но когнитивный диссонанс принимает характер конфликта лишь в том случае, когда затрагиваются действительно значимые для человека представления, убеждения и ценности.
Ролевые конфликты возникают вследствие противоречий в сфере человеческой деятельности между различными ролевыми позициями личности, а также – ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов.
1. Конфликт "Я – роль" (или личностно-ролевой конфликт) – противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда из-за неспособности или нежелания человека соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Можно или выбрать роль, изменив при этом себе, или отказаться от роли, или найти компромиссный способ ослабления этого противоречия.
2. Межролевой конфликт – несовместимость разных ролевых позиций личности (и соответственно требуемого ими ролевого поведения). Наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профессиональной и семейной ролями: чем больше уделяешь времени работе, тем больше страдает семья, в то же время отказ от работы чреват ухудшением материального положения все той же семьи.
Описанные выше три основных вида внутренних конфликтов выделяются достаточно условно, так как один и тот же конфликт может проявляться одновременно в различных сферах жизни индивида и одновременно содержать компоненты мотивационного, когнитивного и ролевого противоречий. Так, мотивационный конфликт может выступать на уровне деятельности как личностно-ролевой или межролевой, а на уровне сознания как когнитивный (например, православному христианину приходится убивать врага во имя защиты отечества). При этом разделение единого конфликта на отдельные составляющие нецелесообразно.
В настоящее время в психологии наметился переход от рассмотрения внутриличностного конфликта на уровне "частичного" индивида, представленного мотивационной, когнитивной сферой или иными внутренними компонентами, к описанию конфликтов на уровне целостной личности.
Такой подход лежит в основе классификации, предложенной А. И. Шипиловым. В качестве основных структур внутреннего мира в ней выступают мотивы, ценности и самооценка личности. В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (см. табл. 3.3).
Таблица 33
Виды внутриличностных конфликтов
Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в конфликте |
Вид внутриличностного конфликта |
||
"хочу" ("Я хочу") |
"надо" ("Я должен") |
"могу" ("Я есть") |
|
Мотивационный конфликт (между "хочу" и "хочу") |
|||
Нравственный конфликт (между "хочу" и "надо") |
|||
Конфликт нереализованного желания (между "хочу" и "могу") |
|||
Ролевой конфликт (между "надо" и "надо") |
|||
Адаптационный конфликт (между "надо" и "могу") |
|||
Конфликт неадекватной самооценки (между "могу" и "могу") |
|||
К указанным видам внутренних конфликтов можно добавить невротический конфликт, отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования и сопровождающийся выраженной непродуктивной нервно-психической напряженностью. Типология невротических конфликтов была предложена В. Н. Мясищевым:
• истерический конфликт – бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний и возможностями (между "хочу" и "могу");
• неврастенический конфликт-противоречие, отражающее завышенные требования к себе, превышающее возможности личности (между "должен" и "могу");
• обессивно-психастенический конфликт как невозможность сделать выбор между влечениями и нормативными представлениями (между "должен" и "хочу").
На возможность понимания внутриличностного конфликта как явления целостного самосознания личности указывал А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что, анализируя свои поступки, человек "стоит перед “задачей на личностный смысл”, но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось".
В. С. Мерлин писал, что "развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности".
Признание позитивной функции внутриличностного конфликта как фактора развития личности получило свое развитие в работе В. В. Столина, по мнению которого "множественность деятельностей приводит к множественности смыслов “Я”, пересечение деятельностей – к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам “Я”, конфликтный смысл “Я” запускает дальнейшую работу самосознания".
Способы разрешения внутренних противоречий и преодоления кризисных ситуаций определяют конструктивный или деструктивный жизненный сценарий развития личности. Если противоречие, занимающее значимое место в структуре личности и касающееся ценностей, на которых основан смысл жизни человека, продуктивно разрешается, то внутренний конфликт становится источником личностного развития, в противном случае он может стать причиной невротических реакций, психического заболевания или суицида.