Прилежащие и исключительные экономические зоны
Под прилежащей зоной понимаются воды, примыкающие к территориальным водам и совместно с ними имеющие ширину не более 24 морских миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его территории или территориальных вод, а также для наказания за нарушения вышеупомянутых законов и правил в пределах его территории или территориальных вод (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву).
В современном международном праве известны следующие виды прилежащих зон: таможенная зона, устанавливаемая в целях борьбы с контрабандой, фискальная зона устанавливается в целях предотвращения нарушения финансовых правил, иммиграционная зона предназначена для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев, санитарная зона служит предотвращению распространения через морские границы эпидемий и различных инфекционных заболеваний, зоны уголовной и гражданской юрисдикции предназначены для задержания нарушителей за правонарушения, предусмотренные уголовным и гражданским законодательством прибрежного государства. Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории. Суверенитет прибрежного государства на них не распространяется. Этим прилежащие зоны отличаются от территориальных вод. Отличие еще заключается в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение конкретных специальных задач. Если, например, прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.
Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод, но с другой — прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.
Исключительная экономическая зона — это район, находящийся за пределами территориальных вод и составляющий вместе с, ними не более 200 морских миль.
В отличие от территориальных пол, находящихся под суверенитетом прибрежного государства и входящих в состав его государственной территории, экономические зоны нс находятся под суверенитетом прибрежного государства. Экономическая зона — это новая категория морских пространств, имеющих особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции ООП по морскому праву (ст. 55).
Прибрежное государство, не обладая суверенитетом в экономической зоне, пользуется суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также в целях управления этими ресурсами (ст. 56). Другие государства не могут использовать ресурсы экономической зоны без согласия прибрежного государства, даже если оно само их не использует. Другие государства пользуются в экономической зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, учитывая при этом права и обязанности прибрежного государства. Свобода судоходства в экономической зоне распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания — это составная часть свободы судоходства. Осуществляя свободу военного мореплавания, государства должны уважать правовой режим экономических зон, установленный прибрежным государством и Конвенцией ООН по морскому праву.
Прибрежное государство в экономической зоне разрешает и регулирует создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений (ст. 60). Оно обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований (ст. 246), результаты которых должны являться всеобщим достоянием (ст. 248). Другие государства или международные организации могут проводить такие исследования только с согласия прибрежного государства.
В целях сохранения и рационального использования животных и других ресурсов моря, а также защиты иных экономических интересов страны в морских районах, прилегающих к побережью России, в стране принят специальный законодательный акт, в котором учитываются положения Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии с ним Россия осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в целях управления этими ресурсами. Все государства с учетом норм международного права и законодательства пользуются в экономической зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными свободами. Порядок, условия использования, охрана рыбных и других живых ресурсов в экономической зоне определяются Правительством РФ. Россия осуществляет юрисдикцию в отношении сооружения и создания, эксплуатации любых искусственных островов, установок, сооружений и обладает исключительной юрисдикцией над этими сооружениями. Научные исследования в экономической зоне осуществляются на основе норм международного права и российского законодательства только с согласия российских компетентных органов.