Приемка опытного образца
Изготовитель, затратив время и деньги па процесс разработки продукции, должен убедиться в том, что достигнутые результаты отвечают установленным требованиям. Для этого необходимы такие действия, как анализ, проверка (верификация) и оценка (валидация). Указанные действия показаны на рис. 5.1.
Анализ используется для проверки выполнения плана разработки и вовлечения основных заинтересованных сторон в процесс разработки. Анализом может считаться общий обзор процесса. Он может включать отчеты о выполнении работ, информацию о возможностях оборудования и персонала, сведения о наличии ресурсов.
Проверка используется для подтверждения того, что выходные данные разработки соответствуют входным данным. Проверка проводится в рамках приемочных испытаний.
Рис. 5.1. Упрощенная схема соотношений между анализом, проверкой и оценкой проектов
Например, в пищевой промышленности они могут включать:
• лабораторные испытания (химические, физические и микробиологические анализы);
• органолептические испытания (проверку вкусовых характеристик);
• испытания упаковки;
• испытания в контролирующих органах.
Целый ряд новых видов потенциальной опасной продукции (пищевые продукты, косметические товары) проходит проверку на безопасность в рамках системы государственной регистрации. Эта система предусматривает: проведение экспертизы качества и безопасности; внесение продукции и ее производителей в Государственный реестр продукции, разрешенной для изготовления или ввоза в страну и свободной реализации; выдачу заявителям свидетельства о государственной регистрации продукции. Организация и проведение государственной регистрации вышеуказанной продукции возлагается на федеральный орган исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
Оценка (валидация) представляет собой процесс проверки того, что полученная продукция при ее использовании способна соответствовать или действительно соответствует ожиданиям потребителя.
Это финальная стадия процесса разработки продукции, которая призвана предотвратить серьезные финансовые потери из-за поставки продукции, не отвечающей установленным требованиям.
Оценка может включать маркетинговые или эксплуатационные испытания.
Примером маркетинговых испытаний является приглашение специальных групп потребителей для дегустации, анкетирование потребителей.
Для некоторых видов продукции окончательная оценка невозможна, пока они не будут проверены в реальных условиях эксплуатации (опытный пробег автомобиля, опытная носка обуви).
Последним элементом процесса разработки является управление изменениями проекта. Необходимо фиксировать в отчетах, анализировать и утверждать все изменения проекта, которые могут быть следствием:
• изменений в технических условиях, внесенных потребителем;
• рыночных требований по поводу совершенствования продукции или даже ее замены альтернативной;
• проведенного анализа проекта;
• действий по верификации и валидации проекта.
Оценку выполненной разработки и принятие решения о постановке новой продукции на производство осуществляет приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя. Для оценки конечной продукции, предназначенной для внешнего рынка, в состав комиссии включают представителя организации, ответственной за экспорт. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.
По результатам представленных материалов комиссия составляет акт, в котором указывает:
1) соответствие разработанной продукции заданным требованиям и рекомендации по ее производству (сдаче потребителю);
2) результаты оценки технического уровня продукции;
3) замечания и предложения по доработке продукции.
Акт приемочной комиссии утверждает ее председатель.
Утверждение акта означает окончание процесса разработки; прекращение действия ТЗ; согласование представленных нормативных и эксплуатационных документов; разрешение на производство и использование продукции.
В соответствии (2.47) система разработки и постановки на производство продукции легкой промышленности имеет свои особенности.
Апробация опытной партии продукции осуществляется в магазинах фирменной торговли с целью формирования и изучения спроса на вновь разработанную продукцию. При необходимости для швейных, трикотажных изделий и обуви проводят опытную носку. При использовании новых видов синтетического сырья и материалов проводят согласование возможности их применения с органами здравоохранения.
По результатам апробации и опытной носки вновь разработанной продукции разработчик принимает решение о представлении (непредставлении) образцов на художественно-технический совет (ХТС) предприятия для утверждения в качестве образцов-эталонов. По результатам рассмотрения представленных материалов ХТС утверждает образцы-эталоны с конфекционными картами[1] и картами (альбомами) выклеек и рекомендует их к постановке на производство.
Образец-эталон предназначен для сравнения с ним выпускаемой продукции по художественно-эстетическим показателям при ее постановке на производство, изготовлении и приемке по качеству.