Причины и пути устранения нерациональных перевозок

Нерациональные перевозки порождаются рядом причин. Так, недостаточно правильное планирование вызывает временное или частичное несоответствие между размерами производства и потребления некоторых видов продукции по отдельным районам страны и сопровождается нерациональными, в частности чрезмерно дальними, перевозками грузов. Нерациональные перевозки возникают и в том случае, когда не в полной мере учитывается транспортный фактор при выборе места строительства новых промышленных предприятий, при распределении лесосек между заготовителями леса, при определении специализации производства в металлургической, нефтяной и других отраслях промышленности, при установлении межзаводской и межотраслевой кооперации и т.д.

Недостатки в размещении производительных сил, включая и развитие транспортной сети по районам страны, приводят к тому, что не в полной мере используется водный транспорт для перевозки массовых грузов (леса, нефти, угля, хлеба и др.) на дальние расстояния, а также автомобильный транспорт для перевозки грузов на короткие расстояния.

Вызывают нерациональные перевозки также и местнические тенденции в снабжении предприятий.

Отражается на рациональности перевозок невыполнение планов производства по отдельным районам страны или видам продукции и планов перевозок, а также нарушение нормальных направлений грузопотоков на железных дорогах и других видах транспорта.

Таким образом, основа нерациональных перевозок заложена в ошибках, допущенных при размещении предприятий, в недостатках организации материально-технического снабжения и сбыта.

Устранению всех причин будут способствовать дальнейшие прогрессивные сдвиги в размещении производительных сил, приближение энергоемких производств к топливно-энергетическим базам Сибири.

Рассмотрим пути рационализации перевозок грузов, заложенные в области производства, распределения и транспорта.

В области производства сокращению нерациональных перевозок способствуют: приближение промышленности к источникам сырья и топлива, а также к районам потребления; комплексное развитие хозяйства по экономическим регионам страны; увеличение производства дефицитных видов продукции в районах, наиболее удаленных от источников снабжения, и ликвидация сохранившегося частичного несоответствия между размерами производства и потребления отдельных видов продукции в ряде районов страны; правильная специализация предприятий с учетом характера потребления в ближайших районах; установление наиболее рационального межзаводского, внутрирайонного и межрайонного кооперирования; выполнение планов всеми предприятиями; полный и всесторонний учет транспортного фактора при выборе строительных площадок для размещения новых предприятий.

В сфере распределения и обращения к основным направлениям рационализации перевозок относятся максимальное обеспечение потребностей в основных видах продукции, правильное прикрепление потребителей к поставщикам с учетом затрат труда и топлива на перемещение продукции из пунктов производства в пункты потребления; укрупнение отправок грузов; дальнейшее развитие сети баз и складов в целях сокращения излишних повторных перевозок; повышение качества планирования снабжения и сбыта продукции.

Сокращению нерациональных перевозок способствуют такие мероприятия в области транспорта, как улучшение географического размещения транспортной сети за счет строительства новых железнодорожных линий, автомобильных дорог, освоения новых речных путей; наиболее полное использование провозных способностей линий на кратчайших направлениях; наиболее эффективное распределение грузооборота между различными видами транспорта; максимальное использование водного транспорта для перевозки массовых грузов и автомобильного транспорта для короткопробежных перевозок; дальнейшее развитие прямых смешанных перевозок с участием различных видов транспорта; улучшение планирования перевозок.

Рассмотрим более подробно наиболее важные мероприятия по рационализации перевозок.

Важным средством рационализации грузовых перевозок и уменьшения их средней дальности является рациональное размещение новых предприятий с учетом транспортного фактора. В частности, необходимо учитывать географическое размещение естественных водных путей и стремиться к тому, чтобы объем транспортной работы по доставке сырья, топлива и полуфабрикатов в пункты производства и готовой продукции в районы потребления, а также эксплуатационные издержки и капитальные затраты по транспорту на единицу изготовляемой продукции были как можно меньшими.

Соотношение транспортной работы по перевозке сырья и топлива, с одной стороны, и готовой продукции – с другой, определяет наиболее целесообразное с точки зрения транспортного фактора размещение промышленных предприятий или в зоне, тяготеющей к районам добычи сырья и топлива, или в районах потребления. Этим объясняется целесообразность размещения предприятий с большим потреблением топлива в зоне угольных бассейнов; нефтеперегонных заводов в районах потребления нефти; лесопильной и деревообрабатывающей промышленности в районах лесозаготовок; создание замкнутого цикла в металлургии (чугун – сталь – прокат); сахарных, спиртовых, масляных заводов поблизости от источников сырья; предприятий мукомольной и кондитерской промышленности в районах потребления; цементных заводов в пунктах, тяготеющих к производству чугуна (с целью использования шлаков, являющихся отходами доменного производства и сырьем для производства цемента); строительство шиферных заводов в пунктах расположения цементных заводов.

Строить мельницы и элеваторы наиболее целесообразно на берегах судоходных рек в пунктах пересечения их с железнодорожными магистралями, так как это дает возможность использовать речные пути в навигационный период для массового завоза зерна на мельницы в период уборки урожая.

Лесопильные заводы целесообразно размещать в районах заготовок или пунктах перевалки сплавного леса с воды на железную дорогу, что вследствие большей транспортабельности пиломатериалов по сравнению с круглым лесом позволяет сократить объем работы железных дорог.

Большое значение для рационализации перевозок грузов имеет правильное формирование транспортно-экономических связей.

Формирование транспортно-экономических связей должно быть функцией системы материально-технического снабжения, а планирование грузовых перевозок – функцией транспорта.

На рационализацию перевозок большое влияние оказывает выбор вида транспорта.

Проведение технико-экономических расчетов по выбору рационального вида транспорта для перевозки грузов отличается большой трудоемкостью, многовариантностью и требует соответствующей квалификации исполнителей для производства расчетов и принятия решений.