Предварительные соглашения в рамках трансфертного ценообразования в зарубежных странах

Опыт заключения предварительных соглашений о ценообразовании получил широкое распространение в практике зарубежных государств. Как и в случае введения комплексного регулирования налоговых аспектов трансфертного ценообразования, первопроходцем в данной сфере стали США, где в 1991 г. была введена возможность заключения подобных соглашений.

Налогоплательщик и налоговый орган приходят к выводу о целесообразности заключения предварительных соглашений о ценообразовании, как правило, в связи с особой сложностью применения правил трансфертного ценообразования и стремлением достигнуть некоторого уровня определенности в отношениях между налогоплательщиком и налоговым органом.

В настоящее время заключение предварительных соглашений о ценообразовании (advance pricing arrangements – АРА) рассматривается в качестве неотъемлемого элемента комплексного регулирования налоговых аспектов трансфертного ценообразования. В частности, предварительным соглашениям о ценообразовании уделено значительное внимание в Руководстве ОЭСР 1995 г. о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций, в которое в 1999 г. было добавлено приложение с руководством, посвященным предварительным соглашениям о ценообразовании.

Предварительное соглашение о ценообразовании заключается до совершения контролируемых сделок и закрепляет критерии (в том числе применимые методы), которые должны использоваться для определения трансфертной цены по соответствующим сделкам в течение определенного периода времени.

Как правило, инициатива заключения предварительных соглашений о ценообразовании исходит от налогоплательщика, и заключению подобного соглашения предшествует проведение переговоров между налогоплательщиком, который может быть представлен одним или несколькими ассоциированными предприятиями, и налоговыми органами – одного или нескольких государств. Во время переговоров налогоплательщики должны быть настроены на сотрудничество с налоговыми органами, поскольку от них ожидается предоставление значительного объема фактической информации о планируемых сделках, а также достойного обоснования избранного метода определения надлежащей цены сделки, что может предполагать предоставление информации о развитии соответствующего сектора экономики и рынка, а также выявление независимых от налогоплательщика организаций, деятельность которых сопоставима с деятельностью налогоплательщика с позиций осуществляемой экономической деятельности и критериев сопоставимости деятельности и заключаемых сделок.

Следует признать, что возможность инициировать процедуру переговоров по вопросам заключения предварительного соглашения о ценообразовании должна быть предоставлена всем налогоплательщикам, в отношении которых возможно осуществление налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Наделение подобным правом только крупнейших налогоплательщиков приводит к постановке вопроса о соблюдении в подобной ситуации принципа равенства.

При достижении договоренности о заключении предварительного соглашения о ценообразовании налоговый орган берет на себя обязательство перед ассоциированными предприятиями о том, что до тех пор, пока налогоплательщик будет соблюдать определенные в соглашении условия ценообразования, к нему не будут применяться корректировки в рамках правил трансфертного ценообразования. Традиционно в соглашения включаются положения о возможности внесения изменений или расторжения соглашений в случае существенного изменения экономической ситуации (например, курсов валют), которое значительным образом повлияет на достоверность и обоснованность избранной методологии определения цены сделки.

После заключения предварительных соглашений о ценообразовании налоговые органы продолжают осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиком условий соглашения, при этом на налогоплательщика может быть возложена обязанность ежегодно представлять отчеты, свидетельствующие о соблюдении им достигнутых договоренностей о ценообразовании, либо в отсутствие дополнительных обязанностей у налогоплательщика налоговый орган продолжает осуществлять налоговый контроль в отношении налогоплательщика в обычном порядке с учетом ограничения на пересмотр цены сделки, определенной в соответствии с заключенным соглашением.

Предварительные соглашения о ценообразовании отличаются от разъяснений налогового законодательства, которые в отдельных государствах предоставляются налоговыми органами налогоплательщикам (так называемых private ruling). Основное различие состоит в том, что предварительные соглашения о ценообразовании, как правило, касаются вопросов фактов, в то время как классические разъяснения налоговых органов ограничены решением вопросов права на основе фактов, о которых сообщает налогоплательщик. Если при предоставлении разъяснений налоговые органы не подвергают сомнению факты, о которых было сообщено налогоплательщиком, то при заключении предварительных соглашений сообщаемые налогоплательщиком факты подвергаются тщательному исследованию и анализу. Также отличие проявляется в том, что разъяснения обычно даются в отношении конкретной сделки, а предварительные соглашения о ценообразовании заключаются в отношении нескольких сделок, нескольких типов сделок или всех сделок налогоплательщика, заключаемых в течение определенного периода времени.

Существует несколько видов предварительных соглашений о ценообразовании: односторонние (unilateral), двусторонние (bilateral) и многосторонние (multilateral). Выделение данных видов происходит по критерию количества юрисдикций, налоговые органы которых участвуют в соответствующем договоре. Односторонние соглашения заключаются с участием налоговых органов одного государства, двусторонние – с участием налоговых органов двух государств, а многосторонние – налоговых органов трех государств и более.

Руководство ОЭСР о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций рекомендует государствам переходить от заключения односторонних соглашений к двусторонним и многосторонним, с тем чтобы соглашения заключались с участием налоговых органов всех государств, интересы которых затронут планируемые контролируемые сделки. В случае заключения односторонних предварительных соглашений у налогоплательщика остаются риски того, что избранные и одобренные в рамках соглашения методы определения надлежащей цены не будут одобрены налоговыми органами иных государств, которые также смогут оценить сделку с позиций контроля за трансфертным ценообразованием контрагента налогоплательщика.