Предпринимательские модели поведения
В современных рыночных условиях можно выделить следующие предпринимательские модели поведения молодежи: прагматическая (потребительская), профессиональная, пессимистическая и авантюрная.
Прагматическая модель ориентирует на достижение материального благополучия. Молодежь активно и динамично включается в рыночные отношения без особых претензий к виду деятельности и в случае потери работы свободно ищет новые места приложения своего труда, рассчитывает в основном на собственные силы. В большинстве случаев молодые люди работают в тех сферах, где конкуренция сведена до минимума. В рамках потребительского поведения ориентация соответствует стандарту жизненных благ, склонность к накоплению с целью получения дохода.
Профессиональная модель поведения ориентирует на получение специального образования, поиск интересной работы, которая бы позволила раскрыть свои способности и применить на практике полученные знания и навыки, возможности проявления творчества и инициативы. Она ориентирует на развитие дела, конкурентную борьбу, завоевание рынка.
Пессимистическая модель поведения выражается в безразличном отношении к работе. Работа представляется лишь как средство занятости и не вызывает особого интереса. Лишь угроза потери работы заставляет искать выход в открытии и развитии своего дела.
Авантюрный тип модели поведения определяется прежде всего подготовленностью к восприятию частного предпринимательства, коммерческих рыночных институтов. Молодежь привлекает относительная независимость, самостоятельность, свобода действий, возможность экспериментировать и рисковать. Молодые люди с таким поведением готовы взяться за все новое, неизвестное и не теряют надежды на успех.
С развитием молодежного предпринимательства происходит потенциальная возможность улучшения социально-экономического положения молодого поколения. Этот вид деятельности предоставляет дополнительные рабочие места молодым людям, обеспечивает их заработной платой, снижает уровень молодежной безработицы, определяет свободу деловой активности, энергичности и инициативности.
Развитие предпринимательства как раз и формирует определенные предпринимательские отношения, дающие широкий простор различным идеям и ценностным ориентациям в плане свободы выбора. Многие из молодых людей после получения специальности планируют организовать свое собственное дело. Тем не менее некоторые, сталкиваясь с трудностями, перестают вести дело.
Препятствия на пути эффективного развития молодежного предпринимательства могут быть следующие:
• социальный настрой молодых людей, связанный с низко выраженной готовностью идти на риск в ситуациях неопределенности;
• недостаток финансовых средств для открытия и развития собственного дела;
• избыточные административные барьеры, наличие коррупционной экономики;
• недоверие к государственным структурам, курирующим предпринимательский сектор;
• слабая система государственной поддержки молодежного предпринимательства;
• низкая консолидация предпринимателей по защите собственных прав;
• крайне низкий уровень профессиональной подготовки из-за слабого уровня экономического образования, не формирующего предпринимательских компетенций;
• низкий уровень развития в предпринимательском секторе организационной, правовой и корпоративной культуры;
• факты проявления недобросовестной конкуренции.
Проблемы, мешающие нормальному функционированию молодежного предпринимательства, связаны в большинстве своем с противоречиями предпринимательства, особенно остро проявляющимися на фоне социально-экономического кризиса.