Предотвращение (профилактика) конфликтов
Чтобы избежать конфликта в организации, надо научиться противостоять конфликтам. Прежде чем вступать в конфликт, следует подумать, стоит ли это делать. Надо выяснить интересы и сравнить все плюсы и минусы, которые можно получить в результате участия в конфликте. При этом следует попытаться оценить не только ближайшие, но и отдаленные результаты, причем как производственные, так и те, которые затрагивают личную жизнь участника.
Важным фактором предотвращения конфликта в организации является постоянное повышение квалификации сотрудника. Это придает ему чувство уверенности и положительно влияет на отношения с коллегами и руководством. Однако не стоит впадать в чрезмерную зависимость от своей работы. В противном случае человек теряет свою целостную идентичность и выступает как человек-функция. В случае фиаско на поприще трудовой деятельности он теряет все. Отсюда чрезмерная ответственность и страх лишится этого всего. В данном случае любые разговоры или тем более дискуссии о статусе сотрудника в организации имеют для него повышенный конфликтный потенциал. Таким образом, чрезмерная идентификация человека с работой делает его слишком уязвимым для конфликтов. Для того чтобы избежать такой ситуации, ему следует расширить круг своих интересов. Это поможет быть менее зависимым от основного вида деятельности.
Особо следует сказать о том, что конфликты нередко происходят из-за отсутствия или ограниченности необходимой информации. Между тем избежать конфликтов в рабочем коллективе возможно только в том случае, если важнейшей чертой общения в нем является открытость и гласность, честность и доверительность. Следующие советы, которые даст немецкий психолог и социолог Эберхард Г. Фелау[1], помогут улучшить возможности общения и обмена информацией в организации, смягчить проблемы и предотвратить конфликты.
• Когда вы комментируете чьи-то успехи и манеру поведения, делайте это не абстрактно, а конкретно.
• Не ожидайте от коллег совершенства. Не забывайте: и у вас не всегда ровное настроение, и вам доводилось ошибаться.
• Там, где это уместно, выражайте положительную реакцию. Избегайте несправедливой и оскорбительной критики.
• Спрашивайте коллег об их работе и о связанных с ней проблемах и достигнутых успехах.
• Давайте почувствовать клиентам и другим посторонним людям, что вы высоко цените своих коллег.
• Находите время для бесед со своими коллегами.
• Не устраивайте поиска виноватых. Лучше найдите возможность поддержать коллег и помочь им.
• Никогда не критикуйте отсутствующих.
• Благодарите за конструктивную критику.
• Принимайте дельные советы и вносите собственные рационализаторские предложения.
Для предупреждения конфликтов также важно, чтобы каждый работник имел четкое представление о своих правах и обязанностях в организации. Это поможет избежать ненужных недоразумений и обид, вызванных возможными противоречиями между правами и обязанностями, между статусом и ролью, между ожидаемыми действиями и поступками. Не следует стесняться задавать вопросы по поводу поступившей информации, однозначно надо выяснить смысл тех заданий и распоряжений, которые поступают на ваш счет.
При этом руководителю следует обратить особое внимание на то, чтобы довести до сведения подчиненных свой стиль и принципы руководства. Это поможет сотрудникам определить линию поведения. Следует также иметь в виду, что никому не рекомендуется принимать участие в интригах и поддерживать сплетни и слухи, способствующие возникновению конфликтов. Напротив, следует всячески поддерживать стремление членов рабочей группы к сотрудничеству, способствовать формированию и утверждению в рабочей группе общих ценностей, возникновению чувства сплоченности и общей команды. Все это призвано стабилизировать отношения в коллективе.