Внутрикорпоративный PR. Особенности использования PR во внутренней структуре организаций
Внутрикорпоративные коммуникативные связи, выполняющие информационную, управленческую и объединяющую (разрозненные части социума в единое социальное целое) функции, выполняют внутри компании важную задачу менеджмента, которая устанавливает и поддерживает отношения между организацией и ее сотрудниками. Определяющая цель мероприятий по связям с общественностью — формирование управляемого позитивного имиджа фирмы, а также ее продукта в глазах широкой общественности: самих сотрудников организации, клиентов, партнеров, властей.
Формированием внутрикорпоративных связей в организациях занимаются службы по связям с общественностью (или отдельные их представители), как правило, являющиеся составной частью структурного подразделения организации по управлению персоналом. Это большая и ответственная работа, которой необходимо уделять большое внимание. Задача службы по внутрикорпоративным связям с общественностью состоит в том, чтобы содействовать эффективному управлению человеческими ресурсами.
Эффективность деятельности современной компании зависит от сплоченности персонала, от доверительных, заинтересованных отношений между руководством и сотрудниками, от надежности вертикальных и горизонтальных связей.
Формирование коммуникации внутри компании
Работа по установлению внутрикорпоративных коммуникативных связей с сотрудниками компании должна строиться на основе двусторонних партнерских взаимодействий. В организациях с высоким и эффективным уровнем коммуникативного взаимодействия сотрудники, как правило, хорошо информированы обо всех необходимых им для продуктивного осуществления своей трудовой функции новшествах и важных событиях как вне, так и внутри организации. А также они имеют возможность высказывать свои мнения по организационным вопросам.
Коммуникационная политика должна иметь целевую ориентацию. Ее успех определяется стремлением руководства к:
• ознакомлению служащих с целями, задачами и планами организации;
• информированию о проблемах, действиях и результатах;
• консультациям со служащими по поводу отрицательных, острых или противоречивых вопросов;
• стимулированию постоянного, честного, ориентированного на решение трудовых проблем двустороннего общения менеджера с подчиненными;
• оперативному быстрому информированию о наиболее важных делах и решениях;
• установлению духа творчества и новаторства.
Способы коммуникации:
• личная беседа с сотрудниками;
• рассылка циркуляров и меморандумов;
• распространение информации по электронной почте;
• использование видео и кабельного телевидения.
Формы внутриорганизационных коммуникаций
для формирования в сознании персонала положительного имиджа компании:
• страница компании в Интернете;
• доски объявлений;
• общие собрания и конференции трудового коллектива;
• листок новостей (внутрикорпоративное периодическое печатное издание);
• бюллетень для менеджеров;
• ежегодные отчеты сотрудников (аналог годового отчета для акционеров).
При информационном взаимодействии с сотрудниками решаются такие важные задачи, как делегирование полномочий и воспитание чувства гордости за свою компанию. Делегирование полномочий определено необходимостью быстро и гибко реагировать на все изменения, которые происходят в компании.
Росту оверия к компании способствуют:
• регулярная коммуникация;
• демонстрация доверия к сотрудникам (например, распространение как хороших, так и плохих новостей);
• привлечение сотрудников к разрешению проблемных ситуаций, выяснение их мнений.
В больших коллективах высшее руководство в силу его структурной удаленности от подчиненных и номенклатурной разницы зачастую не уважаемо и не авторитетно в низовых звеньях. Иногда его просто не знают. Поэтому целесообразно, чтобы получение информации об организационных целях бизнеса проходило в форме личной встречи с глазу на глаз. В этой ситуации в общей цепи "высшее руководство — менеджеры среднего звена — работники" возрастает роль руководителей среднего звена. Их задача — содействовать тому, чтобы сотрудники поняли, как воплощать в жизнь разработанную руководством стратегию.
Протестировать эффективность коммуникаций можно при помощи опроса случайной выборки работников или при помощи фокус-групп.