Лекция 2. Предмет и структура современной философии науки
Структура философии науки - основные разделы философии науки и их проблематика.
Онтология науки - раздел философии науки, предметом которого служит изучаемая наукой реальность, ее свойства и закономерности. Интегральным выражением содержания онтологии науки являются научные и общенаучные картины мира (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Взаимодействие философии, онтологии науки и науки
Философская онтология - философское учение о бытии, его видах, структуре и закономерностях развития.
Онтология науки - общие представления науки об объективной реальности.
Общенаучная картина мира - обобщенное представление науки определенного периода об изучаемой ею реальности (картины мира античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической наук). Смена общенаучной картины мира сопровождается глобальной научной революцией.
Частнонаучная картина мира - обобщенные представления отдельных областей наук или научных дисциплин об изучаемой ими реальности (естественнонаучная, социальная, физическая, астрономическая, биологическая, историческая картины мира и т.д.). Смена частнонаучных картин мира приводит к локальным научным революциям в развитии науки.
Гносеология науки
Гносеология науки - раздел философии науки, предмет которого - исследование принимаемых наукой в целом (и отдельными науками) предпосылок о сущности и природе научного познания, его методах, структуре и закономерностях его развития (рис. 2.2).
Основные проблемы гносеологии науки
1. Научное знание. Критерии его отличия от других видов знания.
2. Научное познание. Как оно возможно, каковы его цели и функции.
3. Структура научно-познавательной деятельности.
4. Субъект научного познания.
5. Научная истина, ее виды и критерии.
6. Методы научного познания.
7. Способы открытия и обоснования научного знания.
8. Методы выдвижения научных гипотез и критерии отбора наилучших.
Рис. 2.2. Взаимосвязь философии, гносеологии науки и реальной науки
9. Роль научных коммуникаций в принятии когнитивных решений.
10. Структура научного знания. Области науки, виды и уровни научного знания, способы их взаимосвязи.
11. Закономерности развития научного знания. Эволюционные и революционные периоды в развитии науки. Движущие силы развития научного знания.
12. Внутринаучные и социокультурные факторы детерминации развития научного знания, их вес и соотношение.
13. Свобода и творчество в развитии науки.
14. Исторический характер науки и ее изменений.
Все проблемы гносеологии науки внутренне взаимосвязаны между собой и с общей философской теорией познания.
Социология науки
Социология науки - раздел современной философии науки, предметом которого являются научные сообщества, их виды и функции; принципы организации научных коллективов и законы их динамики; научные коммуникации, их виды, продуктивность, эффективность и значение для развития науки; проблемы научного менеджмента и управления наукой, его формы, методы и др. (рис. 2.3, 2.4).
Рис. 2.3. Взаимосвязь общей социологии, социологии науки и реальной науки
Рис 2.4. Общая структура социологии науки
Институциональная социология науки возникла в 30-х гг. XX в. (основатель Р. Мертон). Предмет - изучение норм и правил, в соответствии с которыми создаются, функционируют и изменяются научные коллективы, дисциплинарные сообщества, научные организации различного вида.
Когнитивная социология науки - возникла в 70-х гг. XX в. (основатели М. Малкей, Дж. Гилберт, Д. Блур и др.). Предмет - изучение когнитивных коммуникаций между учеными и особенно в процессе выработки и принятия ими научных решений (оценки истинности нового научного знания, его обоснованности, системности, полезности, перспективности и т.п.).