Предмет социальной психологии
Каждый из пас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.
С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики – поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях – хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.
Почему разные люди неодинаково воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Λ почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?
На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология – наука, изучающая закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, лицом к лицу, и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций – прессы, радио, телевидения, кино, Интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.
Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, например, разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса социального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории людей. Например, нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.
Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают нс только между отдельными индивидами, но и между целыми группами. Межгрупповые отношения могут носить различный характер – от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала XXI в., делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей всевозможных этносов и культур непосредственно сталкиваются друг с другом в процессе осуществления всяческих совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодействовать для достижения общих целей – тоже социально-психологическая проблема.
Итак, рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:
1) социальная психология личности;
2) социальная психология общения;
3) социальная психология групп.
Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.
Социальная психология общения рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как: восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Социальная психология групп включает в себя разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.