Предложение о проведении исследования (marketing research proposal). Этика отношений между заказчиком и исполнителем при подготовке и заключении договора
По завершении планирования работы исследовательская фирма обычно составляет и направляет заказчику предложение о проведении исследования (marketing research proposal). По американской традиции оно содержит десять разделов.
1. Краткая аннотация (Executive summary). Здесь кратко перечисляются основные положения предложения в целом и отдельных его разделов.
2. Сопутствующая информация (Background). Здесь обсуждаются вопросы, выходящие за рамки данного исследовательского проекта, но имеющие к нему какое-либо отношение.
3. Решаемые проблемы или цели исследования (Problem definition/objectives of the research). Если конкретные маркетинговые проблемы, которые должны быть решены в результате исследования, еще неизвестны, в предложении четко указывается, что задача исследования - выявить проблемы.
4. Предлагаемый подход (Approach to the problem). Эта часть содержит обзор научной и специальной прикладной литературы, в которой обсуждаются подходящие к данной ситуации аналитические модели. Здесь, по возможности, объясняется, какими исследовательскими вопросами, гипотезами, факторами определяется выбор подхода.
5. Схема и методы исследования (Research design). Здесь указывается, какого типа исследования предлагается проводить (поисковые, описательные или причинные), какой метод будет применен (например, опрос по почте, по телефону, персонально; наблюдение и т.д.); какие измерительные шкалы будут использоваться. Если речь идет об опросе, то какой будет анкета (тип вопросов, число вопросов, средняя продолжительность интервью).
6. Методика построения выборки (Sampling) и ее размер.
7. Полевые работы или сбор данных (Field work/data collection). Здесь обсуждается, как будут собираться данные, будут ли привлекаться к работе субподрядчики. Описывается механизм контроля данных.
8. Анализ данных (Data analysis). Здесь предлагаются методы, с помощью которых будут анализироваться полученные данные. Например, это могут быть простые частотные распределения, кросс-табуляция, одномерный анализ, многомерный анализ. Здесь же указывается, как предполагается интерпретировать результаты.
9. Форма представления результатов исследования (Reporting). Показывается, в какой форме будет представлен окончательный отчет, будет ли проводиться презентация, будут ли выпускаться промежуточные отчеты, и если да, то на каких стадиях.
10. Расценки и сроки (Cost and time). Здесь приводится цена проекта и сроки проведения каждого этапа. Для больших проектов предусматривается план платежей.
11. Приложения (Appendixes). В приложении приводится любая статистическая или иная информация, интересная лишь некоторым.
Подготовка предложений о проведении исследовательского проекта очень полезна. Она помогает маркетинговому менеджеру представить проект, придает уверенности, что исследователь и менеджер согласовали все, что с ним связано. Сама разработка предложений предполагает планирование, которое помогает исследователю выполнить проект.
Хотя польза от подготовки предложения несомненна, но в связи с его разработкой у нас в стране пока еще нередко возникают этические проблемы. Нужно знать, что в цивилизованном мире считается неэтичным запрашивать в исследовательской фирме подробные предложения только для того, чтобы самим разобраться в ситуации на основе этой бесплатной экспертизы. Тем более неприлично запрашивать такие предложения в нескольких фирмах сразу с тем, чтобы потом объединить все ценное, что в них имеется, и провести исследование собственными силами. Только если заказчик оплатил работу по составлению детального предложения, он может поступать с полученными материалами как угодно.