Внутригосударственная защита нарушенных прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации

В Российской Федерации защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется органами общей компетенции, к которым относятся органы судебной власти, прокуратура, правоохранительные органы, иные органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. В абсолютном большинстве случаев такую защиту осуществляют органы специальной компетенции. В систему этих органов входят: органы опеки и попечительства в объеме полномочий, установленном ГК, СК и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" в отношении несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав субъектов РФ; Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ; уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ. Органы специальной компетенции, с одной стороны, осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних во внесудебном (административном) порядке; с другой стороны, их деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью судов.

Так, органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъектов РФ выполняют следующие функции по защите прав и интересов детей во внесудебном порядке:

– рассматривают разногласия между родителями о воспитании детей и дают необходимые рекомендации; дают обязательные для опекунов и попечителей рекомендации, касающиеся воспитания подопечных;

– рассматривают разногласия между родителями по поводу порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, дают предписания о времени, месте и способах такого общения; рассматривают обращения родственников ребенка по поводу устранения препятствий для общения со стороны родителей или одного из них, дают предписания о месте, времени и способах такого общения;

– производят отобрание в административном порядке у родителей и заменяющих их лиц ребенка при непосредственной угрозе опасности его жизни или здоровью;

– осуществляют деятельность по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; выбирают с учетом мнения ребенка форму его устройства, подбирают кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, будущих приемных родителей или патронатных воспитателей; дают будущему усыновителю заключения о целесообразности или нецелесообразности усыновления ребенка;

– назначают опекунов и попечителей несовершеннолетним; заключают с приемными родителями или патронатными воспитателями договоры о возмездном осуществлении опеки и попечительства и о передаче ребенка в приемную или патронатную семью; осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; ведут личные дела подопечных;

– осуществляют защиту имущественных прав и интересов подопечных; принимают от опекунов и попечителей и утверждают ежегодные отчеты о сохранности и расходовании имущества подопечных; дают разрешение на совершение законными представителями ребенка сделок по отчуждению имущества; закрепляют за ребенком, оставшимся без попечения родителей, права на жилое помещение либо ставят его на учет для обеспечения жилым помещением в будущем;

– осуществляют контроль и надзор за соблюдением и защитой прав и интересов детей опекунами и попечителями, а также организациями, в которые ребенок помещен под надзор и на воспитание.

Приведенный перечень полномочий органов опеки и попечительства по охране и защите прав и интересов несовершеннолетних в административном порядке является примерным. В то же время эти органы постоянно взаимодействуют с судом и участвуют во всех судебных заседаниях при разрешении споров о воспитании детей в качестве истцов, в редких случаях (по делам об отмене усыновления) – в качестве ответчиков, а также обследуют условия жизни лиц, претендующих на ребенка, и дают заключения по вопросам об определении места проживания ребенка при раздельном проживании родителей, о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя или других родственников, в обязательном порядке присутствуют при исполнении решений суда о передаче детей.

Административный и судебный порядок защиты прав и интересов несовершеннолетних регламентируют нормы публичных отраслей права. К числу источников ювенального права, как отмечалось, безусловно следует отнести КоАП. Содержащиеся в нем нормы дифференцируются по трем направлениям деятельности государства: во-первых, это нормы, с помощью которых осуществляются охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего от возможных или уже совершенных посягательств. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 1.2 КоАП, в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних предметом ведения Российской Федерации является определение подведомственности дел об административных правонарушениях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется, в частности, путем установления административной ответственности взрослых за нарушение этих прав. Следует иметь в виду, что административная ответственность может быть также установлена законами субъектов РФ. Во-вторых, в тех случаях, когда субъектом административных правонарушений является сам несовершеннолетний, закон устанавливает ряд материально-правовых и процессуальных гарантий защиты его законных интересов от нарушений со стороны органов и должностных лиц, в компетенцию которых входит деятельность по привлечению правонарушителей к административной ответственности. В-третьих, закон устанавливает ряд процессуальных гарантий для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей при их участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве регламентируется нормами, содержащимися в ГПК. В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГПК несовершеннолетний может осуществлять свои процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности в полном объеме со времени вступления в брак или эмансипации, т.е. с момента приобретения полной гражданской дееспособности. Часть 3 данной статьи предусматривает, что права, свободы и законные интересы не только малолетних, но и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители) без каких бы то ни было дополнительных полномочий. Защита прав и интересов несовершеннолетних – не только право, но и обязанность указанных лиц (ст. 64 СК). Если между интересами детей и родителей либо иных законных представителей имеются противоречия, органы опеки и попечительства назначают для защиты прав и интересов детей другого представителя. Однако суд обязан привлекать к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В случаях, предусмотренных федеральным законом, несовершеннолетние вправе самостоятельно защищать свои права, свободы и законные интересы по делам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, публичных и других правоотношений; однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37). Имеются в виду не только родители, усыновители, опекуны и попечители, но и иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Понятно, что речь идет, во-первых, об органах опеки и попечительства, которые не только вправе, но и обязаны представлять и защищать права, свободы и законные интересы детей, оставшихся без попечения родителей; во-вторых, об организациях, в которые такие дети помещены под надзор и на воспитание.

В ГПК содержится целый ряд конкретных процессуальных гарантий, обусловленных возрастом несовершеннолетних истцов, ответчиков, третьих лиц и свидетелей. В частности, в ч. 2 ст. 154 установлены сокращенные (до одного месяца) сроки рассмотрения дел о взыскании алиментов; как известно, судебные решения о взыскании алиментов, в том числе и прежде всего на ОГЛАВЛЕНИЕ несовершеннолетних детей, обращаются к немедленному исполнению. Статья 176 ГПК предусматривает, что несовершеннолетние свидетели по делу, не достигшие 16 лет, допрашиваются в присутствии не только законного представителя, но и педагога; эти лица не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суд ограничивается разъяснением необходимости правдиво рассказать все, что им известно по делу.

Особые процессуальные гарантии реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего предусмотрены в гл. 29 ГПК, регламентирующей порядок рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей. Так, в соответствии со ст. 273 ГПК такие дела рассматриваются с обязательным участием усыновляемого ребенка, достигшего возраста 14 лет. Надо полагать, что в данном случае выявление подлинной воли ребенка, его добровольного согласия на усыновление не ставится в зависимость от того, проживает ли он в семье усыновителей и считает ли их своими кровными родителями. В необходимых случаях к участию в деле может быть привлечен также усыновляемый в возрасте от 10 до 14 лет. В соответствии со ст. 275 ГПК усыновленный, достигший возраста 14 лет, является истцом по делам об отмене усыновления; ребенок, достигший возраста 10 лет, также привлекается к участию в судебном разбирательстве для выявления его согласия на отмену усыновления, на изменение в связи с этим его фамилии, имени и отчества, а также записи усыновителей в качестве его родителей, если она была произведена при его усыновлении.

Глава 31 ГПК регламентирует порядок рассмотрения дел об ограничении или о лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права распоряжаться своими доходами по основаниям, предусмотренным ст. 26 ГК. Статья 284 ГПК предусматривает обязательное участие в судебном заседании самого несовершеннолетнего. В гл. 32 содержатся нормы о порядке рассмотрения дел об объявлении несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (об эмансипации). С таким заявлением обращается сам несовершеннолетний при отсутствии согласия на его эмансипацию родителей или одного из них, что препятствует объявлению его полностью дееспособным органами опеки и попечительства.

Охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляются также с помощью норм, содержащихся в УПК. Прежде всего, как отмечалось ранее, в нем выделена специальная гл. 50, в которой закреплены все процессуальные гарантии в отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, на всех стадиях расследования и рассмотрения дела. Кроме того, в нем закреплены процессуальные гарантии для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей с учетом их личности. В частности, из смысла ст. 20 УПК следует, что частное преследование не распространяется на случаи, когда составы соответствующих преступлений предусматривают в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего потерпевшего (ст. 115,116 УК и др.). В противном случае бороться с домашним насилием над детьми было бы практически невозможно.

Статья 50 УПК предусматривает обязательное участие защитника по делам, в которых подозреваемый или обвиняемый (подсудимый, осужденный) является несовершеннолетним. В ст. 188 УПК предусмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; в ст. 191 – особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Лицо, не достигшее возраста 14 лет, допрашивается в присутствии педагога; по усмотрению следователя и (или) суда в присутствии педагога может быть допрошено лицо в возрасте от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель.