ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшими задачами экономической политики любого государства являются разработка и реализация стратегии экономического развития по повышению уровня жизни населения и благосостояния общества. Важная роль в решении этих задач отводится развитию предпринимательской деятельности, использованию современных информационных технологий, маркетинга и логистики.
Большинство предпринимателей и менеджеров, профессиональная подготовка которых предполагает изучение маркетинга, к сожалению, не понимают сущности и значения маркетинга в реализации стратегических целей предприятия. Это происходит потому, что маркетинг не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые и наиболее эффективные варианты решения проблем. Этот поиск на основе концепции маркетинга в современных условиях является наиболее успешным, если товары и услуги фирмы будут самым эффективным образом удовлетворять растущие потребности. Только в этом случае можно надеяться на получение соответствующей прибыли.
Удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, культурных ценностях и других товарах и услугах является важнейшей задачей предпринимательства. Предприниматель, занимаясь бизнесом ради получения прибыли, тратит колоссальные усилия для того, чтобы удовлетворять запросы потребителей. При этом возникает необходимость не только выявлять потребности, но управлять процессом их удовлетворения.
Важнейшим объектом управления становится процесс разработки, производства и реализации товара, чтобы получить наибольшую возможную прибыль. Для этого нужно точно знать, что и для кого производить, как сделать выгодным товар, как обеспечить им покупателей и заставить их покупать данный товар.
Деятельность по управлению такими процессами на рынке в сфере обращения товаров получила название “маркетинг”. В переводе с английского market означает “рынок, торговля”. Классическое определение понятия “маркетинг” означает деятельность по превращению потребностей людей в прибыль фирмы.
Применение принципов и приемов современного маркетинга с учетом особенностей отечественной экономики и зарубежного опыта позволит качественнее и полнее удовлетворить общественные потребности на основе совершенствования механизма товарно-денежных отношений.
Освоение специфики маркетинга является залогом успешного бизнеса на национальных и мировых рынках. Маркетинг позволяет разобраться в том, какая информация нужна, чтобы проанализировать любую проблему и разработать план и программу по решению этой проблемы. Применение маркетинга позволяет организации быть на шаг впереди, а значит, овладевать любой конкретной ситуацией.
Целью изучения дисциплины “Маркетинг” является овладение основами маркетинговой деятельности для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в управлении хозяйственной деятельностью субъектов рынка на разных уровнях.
На микроуровне роль дисциплины заключается в формировании профессиональных знаний по оптимизации процессов управления хозяйствующим субъектом и повышению эффективности его рыночной деятельности. Владение принципами и орудиями маркетинга обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия даже в условиях самой неблагоприятной рыночной среды. Маркетинг позволяет разрабатывать реальные программы производства и реализации продукции, устанавливать оптимальный уровень цен, достигать запланированных объемов сбыта и получать высокую прибыль.
На региональном уровне знание дисциплины способствует разработке социально-экономической политики в регионе. Овладение основами маркетинга позволит будущим специалистам делать более обоснованные выводы относительно спроса на конкретном региональном рынке и перспектив его развития.
На макроуровне знание маркетинга позволяет специалистам выделять социально значимые производства, которым требуется государственная поддержка, оценить конкурентоспособность продукции и разработать необходимые меры по укреплению ее позиций на внутреннем и внешнем рынках, а также определять оптимальный объем и направления инвестиций для развития перспективных производств, проводить экономическую оценку отдельных программ производства и реализации продукции и т. д.
Изучение дисциплины “Маркетинг” предполагает межпредметную связь с такими дисциплинами учебного плана, как “Экономическая теория”, “Микроэкономика”, “Макроэкономика”, “Мировая экономика”, “Менеджмент”, “Правоведение”, “Социология”, “Статистика” и некоторыми другими.
Учебник по своему содержанию соответствует образовательному стандарту подготовки специалистов в области экономики и управления. Изложенные в нем вопросы взаимоувязаны и позволяют сформировать целостное представление о маркетинге как технологии управления в условиях рынка.