Право на товарный знак и на знак обслуживания (ст. 177 ГК РФ)

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

4) обозначения, сходные по степени смещения с элементами, указанными в п. 1–3 (п. 2, ст. 1483 ГК РФ).

Регистрация товарного знака осуществляется по заявке юридического лица или индивидуального предпринимателя в Роспатенте.

Защита права на товарный знак осуществляется в соответствии со ст. 1515 ГК РФ.

Исключительное право на товарный знак принадлежит правообладателю, который может использовать его любым не противоречащим закону способом, в том числе путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны ® или иное обозначение, которое помещается рядом с товарным знаком.

Правообладатель обязан использовать товарный знак, в противном случае правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно.

Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатенте.

Таким образом, в России в настоящее время создана современная правовая система защиты интеллектуальной собственности.

Вместе с тем следует отметить, что относительно высокая патентная активность в секторе российской промышленности (160 внутренних заявок на патент на 1 млн населения)[1] ставит Россию на один уровень с наиболее развитыми странами, но не приводит к принципиальным технологическим сдвигам. Спрос на инновации в промышленности РФ низкий, так как внедряется лишь 1 % инноваций.

По мнению экспертов, дело не в проблеме признания прав на интеллектуальную собственность, а в отсутствии условий для их использования.

Поэтому задача российской правовой системы состоит не в традиционном регулировании прав на интеллектуальную собственность, а в способствовании ускорению использования результатов интеллектуальной деятельности.