Право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит также право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Этот институт необходимо отличать от передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). В порядке ст. 133 Конституции РФ местному самоуправлению должно быть компенсировано то уменьшение доходов или, напротив, увеличение расходов, которое не связано с делегированием полномочий, а обусловлено теми или иными решениями органов государственной власти, расширяющими объем финансовоемких обязательств муниципальных образований. Это конституционное требование, таким образом, призвано обеспечить необходимую для решения вопросов местного значения материально-финансовую основу местного самоуправления и такой уровень ее стабильности, который бы позволял осуществлять, по крайней мере, среднесрочное планирование социально-экономического развития муниципального образования. Неслучайно в одном из решений Конституционного Суда РФ прямо указывается на то, что компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти, гарантирует самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности (абз. 2 п. 4.2 мотивировочной части Постановления от 15 мая 2006 г. № 5-П).

Уменьшение доходов или дополнительные расходы местного бюджета, возникшие в результате решений, принятых федеральными или региональными органами государственной власти в пределах их компетенции, должны быть ими компенсированы в полном объеме. При отсутствии либо недостаточности компенсации орган местного самоуправления (глава муниципального образования) вправе потребовать ее предоставления в судебном порядке. Федеральные и региональные законы, иные нормативные правовые акты, влекущие уменьшение доходов либо требующие дополнительных расходов местного бюджета, также могут быть обжалованы в установленном действующим законодательством порядке.

Вместе с тем нельзя не отметить, что действующее законодательство не содержит специального организационно-правового и финансово-бюжетного механизма обеспечения компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов или потерь, обусловленных государственными решениями. В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ, Федеральный закон № 131-ФЗ умалчивает о соответствующем принципе. Возможно, это объясняется тем, что в саму изначальную концепцию Федерального закона № 131-ФЗ было заложено стремление исключить ситуации, при которых органы местного самоуправления могли бы быть обременены какими-либо расходами вне связи с исполнением ими полномочий по вопросам местного значения, решение которых должно безусловно гарантироваться закрепленными за местным самоуправлением собственными источниками доходов. Однако достичь полного финансово-экономического покрытия за счет собственных источников доходов местного самоуправления возложенных на него публичных функций и задач не удалось до сих пор, а изменения в государственной политике социального, экономического, экологического и иного развития нередко приводят к осложнению финансово-экономического положения муниципальных образований (например, в связи с установлением на федеральном уровне льгот по налогам, подлежащим зачислению полностью или в части в местный бюджет). Таким образом, в условиях действующего законодательства реальный регулятивный потенциал рассматриваемого конституционного принципа оказался не востребован в должной мере.