Правовые основы метрологии
В нашей стране в законодательном порядке установлен комплекс правовых и нормативных актов, которые объединены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Он создан во исполнение ст. 20 Федерального закона об обеспечении единства измерений. Его образуют следующие документы:
1) нормативные правовые акты РФ;
2) нормативные документы;
3) информационные базы данных;
4) международные документы;
5) международные договоры;
6) сведения об аттестованных методиках (методах) измерений;
7) единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования;
8) сведения о государственных первичных эталонах единиц величин;
9) об утвержденных типах средств измерений;
10) об утвержденных типах стандартных образцов;
11) о результатах поверки средств измерений.
Нормативные правовые акты РФ включают Конституцию РФ; постановления Правительства РФ; приказы Минпромторга России и Росстандарта.
Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме. Конституцией РФ установлено:
• в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
• централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими как единицы физических величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы.
В развитие этой конституционной нормы приняты федеральные законы об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, детализирующие основы метрологической деятельности.
Правила и нормы по метрологическому обеспечению единства измерений установлены в Федеральном законе об обеспечении единства измерений и в документах по стандартизации, относящихся к комплексу стандартов Государственной системы единства измерений (ГСИ).
В законе определены сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический надзор:
1) единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования;
2) деятельность в области здравоохранения;
3) ветеринарная деятельность;
4) деятельность в области охраны окружающей среды;
5) деятельность по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
6) выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
7) производственный контроль за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
8) торговля и товарообменные операции, выполнение работ по расфасовке товаров;
9) государственные учетные операции;
10) услуги почтовой связи и учет объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
11) деятельность в области обороны и безопасности государства;
12) геодезическая и картографическая деятельность;
13) деятельность в области гидрометеорологии;
14) банковские, налоговые и таможенные операции;
15) выполнение работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям;
16) проведение официальных спортивных соревнований, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса;
17) выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
18) мероприятия государственного контроля (надзора);
19) деятельность в области использования атомной энергии.
К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.
Также метрологический контроль (надзор) может быть распространен и на другие сферы деятельности на основании нормативных актов, принятых субъектами РФ.
Также в Законе определены цели обеспечения единства измерений.
Основными целями Федерального закона об обеспечении единства измерений являются:
• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц физических величин;
• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.
Закон закрепляет основные понятия в области метрологии: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль (надзор), поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке.
Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Росстандарт, и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.
Закон вводит допуск к применению в Российской Федерации единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ.
Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.
Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Росстандарта.
Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Росстандарт.
Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.
Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Росстандарт.
Закон определяет Росгидромет и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия.
Кроме того, закон определяет виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля (надзора), осуществляемого Росгидрометом.
В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки. Федеральный закон об обеспечении единства измерений укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии.
Положения настоящего Закона детализируются Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ).
ГСИ представляет собой комплекс нормативных документов межрегионального и национального уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Росстандартом.
Основными объектами ГСИ являются:
• единицы физических величин (ФВ);
• государственные эталоны и общероссийские поверочные схемы;
• методы и средства поверки средств измерений СИ;
• номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
• нормы точности измерений;
• способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
• методики выполнения измерений;
• методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
• требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
• термины и определения в области метрологии;
• организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативнотехнической, проектной, конструкторской и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.
Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства РФ.