Лекция 11. Правовые основы аренды недвижимости
Основным источником гражданско-правового регулирования арендных отношений в сфере недвижимости является ГК РФ (гл. 34 и 35). В § 1 гл. 34 сформулирован комплекс общих норм, действие которых распространяется на все виды аренды. Они носят универсальный характер и полностью регулируют те виды арендных отношений, для которых не предусмотрено специальных правил, а также распространяются на выделенные в самостоятельные виды аренды, но лишь в той части, которая не урегулирована особыми нормами, относящимися к соответствующему виду отношений (финансовой аренде и другим). Следует заметить, что многие нормы (гл. 34 ГК РФ) имеют диспозитивный характер, что позволяет сторонам в договоре определять ряд своих отношений иначе, чем в законе, а законодательные положения использовать как запасной вариант - когда иное не предусмотрено в договоре. Императивными являются в основном нормы, предусматривающие защиту прав сторон и третьих лиц, интересы которых могут быть затронуты. Такой подход повышает правовой уровень арендных отношений и не противоречит принципу свободы договора.
Ввиду особого статуса отдельных видов недвижимого имущества предусматривается специальный порядок сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов, отношения по поводу которых регулируются ЗК РФ, ВК РФ, Законом о недрах и ЛК РФ. Аренда жилых домов и квартир осуществляется с учетом положений ЖК РФ, а передача в аренду государственных и муниципальных предприятий регламентируется законами о приватизации и другими подзаконными актами.
Нормы ГК РФ (гл. 34, 35), а также специального законодательства, регулирующие особенности отдельных видов аренды, применяются в сочетании с общими нормами гражданского законодательства о сделках, обязательствах и договорах.
Право сдавать в аренду недвижимое имущество принадлежит его собственнику - гражданину, предприятию или организации, а также лицам, уполномоченным на то законом или собственником. Арендодателями недвижимых объектов государственной и муниципальной собственности могут быть предприятия, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только с согласия собственника. Министерство государственного имущества и его органы на местах являются арендодателями только объектов государственной и муниципальной собственности, не находящихся в хозяйственном ведении предприятий.
Государственные образовательные учреждения могут сдавать в аренду закрепленные за ними объекты недвижимости, включая и земельные участки, с согласия ученого совета с использованием полученных от аренды средств на развитие учебного процесса1.
Состав арендодателей природных объектов определяется специальным законодательством. Земельные участки в аренду могут передавать:
o собственники отдельных участков, в том числе граждане (ст. 260 ГК РФ);
o лица, которым земельные участки выделены в постоянное (бессрочное) пользование, - с согласия собственника;
o уполномоченные государством органы Росреестра - при сдаче в аренду земель государственной собственности, не переданных организациям в постоянное пользование (ст. 608 ГК РФ).
Арендодателями природных объектов выступают:
o участков недр - уполномоченные государственные органы;
o земельных участков лесного фонда - уполномоченные государственные органы субъектов РФ3;
o земельных участков водных объектов - органы исполнительной власти субъектов РФ4.
Арендатором недвижимого имущества в России может быть любое дееспособное физическое или правоспособное юридическое лицо, имеющее в необходимых случаях лицензию (разрешение).
В мировой практике принято, что арендаторами земель сельскохозяйственного назначения могут быть граждане, у которых есть:
o опыт работы на ферме не менее трех - пяти лет;
o необходимый начальный капитал в размере не менее 2-3-лет-ней арендной платы;
o специальное образование - колледж, университет;
o возраст до 40 лет, чтобы была возможность не только умело хозяйствовать, но и лично физически работать;
o намерение проживать непосредственно на ферме или вблизи от нее.