Правовой статус специальных миссий
По современному международному праву специальным миссиям предоставляется особый режим. Под специальной миссией понимается временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении него определенной задачи.
Согласно Конвенции о специальных миссиях 1969 г. возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств, общей специальной миссии двумя или несколькими государствами или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес. В сущности, специальная миссия – это делегация или зарубежный орган внешних сношений ad hoc.
Направление специальной миссии в другое государство осуществляется по взаимному соглашению, предварительно полученному через дипломатические или другие канаты. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством. Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство назначает главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Гражданин принимающего государства назначается в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, которое может быть в любое время аннулировано.
Члены персонала специальной миссии в принципе наделены теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены соответствующего персонала дипломатического представительства. Здесь есть некоторые особенности. Глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. Это же относится к главам правительств, министрам иностранных дел и другим лицам высокого ранга, участвующим в специальной миссии посылающего государства.
Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учитывая ее характер и задание. Режим специальной миссии имеет определенные особенности. Местопребыванием миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. При отсутствии соглашения местопребыванием миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания. Представители принимающего государства не могут вступать в помещения, в которых размещается специальная миссия, без согласия главы специальной миссии или главы постоянного дипломатического представительства посылающего государства. Однако такое согласие может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, представляющего серьезную угрозу общественной безопасности. Россия не участвует в Конвенции. Специальная миссия может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия принимающего государства.
В соответствии с Конвенцией специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать.