Правовой статус космических объектов
Космическими объектами являются искусственные спутники Земли, космические станции, космические корабли многоразового использования, космические ракеты, транспортные космические системы, размещенные на Луне и других небесных телах или в их недрах, космические аппараты, оборудование, установки, станции, сооружения, в том числе обитаемые станции. Составные части космического объекта, средство его доставки, его части считаются отдельными космическими объектами.
Всякая космическая система состоит из собственно космического сегмента и наземного сегмента (аппаратура управления космическим сегментом, слежения за ним и передачи или приема информации). Правовой статус наземного сегмента определяется национальным законодательством государства, под юрисдикцией которого он находится. Исключение могут составить морские платформы для космических запусков из акваторий открытого моря.
Правовой статус объектов, относящихся к космическому сегменту, установлен в Договоре по космосу, в Соглашении о Луне, а также Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. и в Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. Кроме того, правовой статус космических объектов может дополняться положениями, содержащимися в соглашениях, учреждающих международные организации, которые осуществляют космическую деятельность, и в соглашениях о создании международных космических станций.
Космический объект должен быть зарегистрирован запускающим государством или международной межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность.
Запускающим государством (организацией) считается государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осуществляется запуск. Таким образом, может оказаться, что в отношении одного космического объекта имеется два или более запускающих государств (одно организует запуск, другому принадлежит установка, а третье предоставляет для этого свою территорию; особенно это относится к международным организациям, которые не имеют территории). В этих случаях запускающие субъекты должны заключить соглашение о регистрации данного космического объекта, чтобы исключить двойную или множественную регистрацию.
Юрисдикция и контроль над космическим объектом сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе.
Права собственности на космические объекты сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе или по возвращении на Землю. Космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регистрации, должны быть возвращены этому государству. Расходы по обнаружению и возвращению космического объекта несет запускающее государство.
Космические объекты и другие небесные тела должны быть открыты для представителей других государств на основе взаимности. О посещении должно быть сделано заблаговременное сообщение в интересах безопасности и продолжения нормального функционирования объекта.
Размещение космического объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает права собственности на связанные с объектом участки.
На борту космических объектов могут использоваться ядерные реакторы на определенных условиях (Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.).