Потребительские интересы
Группы, представляющие потребителей, финансируются довольно неплохо. Они не конкурируют между собой, так как выигрыш одной группы не обязательно приводит к проигрышу другой. Этому способствует политика ЕС, которая повышает уровень защиты потребителей там, где он низок с сохранением существующего уровня в странах с высоким уровнем защиты.
Потребительскими вопросами в ЕС занимаются как минимум три комиссии: Директорат здоровья и защиты потребителя (Directorate-General Health and Consumer Protection), Европейский парламентский комитет защиты окружающей среды, здоровья населения и защиты потребителей (The European Parliament's Committee on the Environment, Public Health and Consumer Protection) и Межпарламентская группа проблем потребителей (The Parliamentary Intergroup on Consumer Affairs). Вплотную вопросами потребления на уровне ЕС начали заниматься только в конце 1990-х гг.
Потребительские организации разнятся между собой. ЕС Потребителей (Bureau Еиrоре́еп des Unions de Consommateur, BEUC)[1], например, придерживается чисто консумеристской позиции: увеличивать выбор потребителей за счет повышения конкуренции. BEUC возник в 1962 г., объединяет 42 организации из 31 одной страны, а его бюджет в 2011 г. составил 4,257 млн евро.
Среди заслуг BEUC – создание в Еврокомиссии Генерального Директората по вопросам в сфере потребления. Также BEUC удалось доказать, что потребитель имеет право на защиту собственного здоровья и жизни, и в связи с этим не может рассматриваться только как потребитель, в связи с чем вопросы потребления были отнесены к сфере компетенций ряда других директоратов, в частности директораты общего рынка и сельского хозяйства[2].
Один из главных методов лоббирования разнообразных интересов в отношении продуктов питания состоит в оказании влияния на нормативы оформления упаковки продуктов. При этом BEUC апеллирует к такой базовой для Европы ценности, как гарантия свободы выбора потребителей.
Так, в 1997 г. BEUC совместно с EUROCOOP и Eurocommerce вели кампанию против генетически модифицированных продуктов. После принятия директивы, разрешающей продажу трансгенных продуктов, в частности американскую кукурузу и сою, потребительские организации высказались резко против и призвали потребителей бойкотировать эти продукты. Их позиция состояла в том, что потребители должны сами решать, покупать им трансгенные продукты или нет, и поэтому на упаковке должна быть представлена исчерпывающая информация на этот счет. Они настаивали, что только такая упаковка гарантирует покупателям свободу выбора. В итоге они добились принятия Еврокомиссией решения об обязательном использовании специальной упаковки для трансгенных продуктов.
Пример лоббирования потребительских интересов
В 2013 г. BEUC начал лоббистскую кампанию, направленную на то, чтобы обязать производителей продуктов указывать на упаковке происхождение продуктов. В частности, генеральный директор BEUC Моника Гойенз отмечает, что производители часто убеждают покупателей в том, что они приобретают товары из определенных стран, регионов, хотя производятся они совсем в другом месте. Так немецкий сыр фета снабжается упаковкой с греческими шрифтами, а под итальянским флагом продастся томатный соус, произведенный в Китае. По се мнению, пора положить конец этим дешевым маркетинговым трюкам. Свою позицию она подкрепляет данными социологических опросов, показывающих, что в разных странах от 50 до 70% населения желает знать географическое происхождение продуктов, а в Австрии и Франции порядка 35% респондентов также пожелали знать, из какого региона продукты появляются на прилавках[3]. Очевидно, что выгодоприобретателями новых условий маркировки продуктов являются европейские производители продуктов, чьи сельхозугодий расположены в Европе.
Другая потребительская организация – Конфедерация семейных союзов в Европейском сообществе (The Confederation of Family Organisations in the European Community) – больше сфокусирована на вопросах защиты здоровья и безопасности потребителей. Европейское Сообщество потребительских кооперативов (The European Community of Consumer Co-operatives) – старейшее, но растерявшее влияние. Активно продвигало Единую сельскохозяйственную политику ЕС (САР), которая в настоящее время предусматривает субсидии порядка 50 млрд евро в год. Она активно продвигала специализированную маркировку и упаковку продуктов, а также использование перерабатываемой упаковки. Существуют организации, в большей степени работающие на национальных уровнях; их штаб- квартиры находятся за пределами Брюсселя, например Европейский межрегиональный институт проблем потребителей (The European Interregional Institute for Consumer Affairs), расположенный в Лилле.