Потенциал компании
Потенциал компании показывает, насколько она располагает возможностями для реализации стратегии. Потенциал компании можно представить как совокупность ее потенциалов деятельности по функциям, то есть совокупность потенциалов: общего (стратегического) управления, оперативного управления, НИОКР, производства, маркетинга. Влияние каждой из этих функций на успех компании определяется рядом параметров (факторов и механизмов управления), версия которых приводится в табл. 11.8.
Для оценки уровня возможностей компании можно использовать тот же прием, что и при оценке степени оптимальности действующей стратегии.
1. Составить перечень параметров , характеризующих действующий потенциал компании (по группам функций).
Таблица 11.8
Факторы, определяющие потенциал компании (версия)
Функции компании |
Составляющие потенциала функции |
Общее (стратегическое) управление |
Эффективность деятельности; темпы роста объема производства; структура деятельности; радикальность нововведений; оптимальность стратегии; социальная зрелость коллектива; уровень технологии; степень предпринимательства; программно-целевое управление; творческий стиль руководства |
Оперативное управление |
Скоординированность целей деятельности; формирование механизмов управления; взаимодействие по вертикали и горизонтали; творческий потенциал линейных руководителей и специалистов; система ответственности; финансовое состояние; механизм самофинансирования; механизм заемных средств; предпринимательские реакции; участие трудящихся в управлении |
НИОКР |
Собственная система научно-технического развития; внешняя часть системы научно-технического развития; материально-техническая база НИОКР; структура работ; полезный выход; творческий потенциал специалистов; мотивация нововведений; мотивы конкуренции и кооперации; преобразующие нововведения; рутинные нововведения; адаптация к требованиям рынка; конвейер нововведений; развитие системы продукции; развитие технологии; проектирование зданий и сооружений |
Производство |
Производственная и конкурентная реакции; ритмичность; бездефектность; гибкость смены моделей; адаптация технологии; износ и исправность технологического оборудования; мотивация груда; трудовые отношения; квалификация рабочих кадров; управление запасами; материально-техническое снабжение; складирование и распределение продукции |
Маркетинг |
Исследование рынков; изменение каналов сбыта и поставки; стабильность сбыта и поставок; реклама; обслуживание продукции у потребителя; структура заказов; дифференциация продукции; привитие новых потребностей; имидж компании у потребителя |
2. Составить перечень параметров , характеризующих будущий потенциал компании , необходимый для реализации оптимальной стратегии.
3. Оценить экспертно степень соответствия текущих параметров и параметров будущего, исходя из того, что
4. Определить среднее значениепо каждой j-й функции предприятия
где п – число параметров, определяющих потенциал данной функции.
5. Определить уровень возможностей компании
где т – количество учитываемых функций предприятия. Таким образом,
то есть
Если принять каждый из сомножителей для наглядности равным поочередно 0,8; 0,5 и 0,25, то получим следующие значения КСФ, характеризующие силу позиции компании в конкуренции:
и выше – сильная позиция; и выше – недостаточно сильная позиция;
– слабая позиция.
На основе этих оценок КСФ можно определить следующие интервалы для трехмерной матрицы выбора стратегических позиций в конкуренции:
от 0 до 0,1 – слабая позиция СЗХ;
от 0,1 до 0,5 – недостаточно сильная позиция СЗХ;
от 0,5 до 1,0 – сильная позиция СЗХ.