Потенциал компании

Потенциал компании показывает, насколько она располагает возможностями для реализации стратегии. Потенциал компании можно представить как совокупность ее потенциалов деятельности по функциям, то есть совокупность потенциалов: общего (стратегического) управления, оперативного управления, НИОКР, производства, маркетинга. Влияние каждой из этих функций на успех компании определяется рядом параметров (факторов и механизмов управления), версия которых приводится в табл. 11.8.

Для оценки уровня возможностей компании можно использовать тот же прием, что и при оценке степени оптимальности действующей стратегии.

1. Составить перечень параметров , характеризующих действующий потенциал компании (по группам функций).

Таблица 11.8

Факторы, определяющие потенциал компании (версия)

Функции компании

Составляющие потенциала функции

Общее (стратегическое) управление

Эффективность деятельности; темпы роста объема производства; структура деятельности; радикальность нововведений; оптимальность стратегии; социальная зрелость коллектива; уровень технологии; степень предпринимательства; программно-целевое управление; творческий стиль руководства

Оперативное управление

Скоординированность целей деятельности; формирование механизмов управления; взаимодействие по вертикали и горизонтали; творческий потенциал линейных руководителей и специалистов; система ответственности; финансовое состояние; механизм самофинансирования; механизм заемных средств; предпринимательские реакции; участие трудящихся в управлении

НИОКР

Собственная система научно-технического развития; внешняя часть системы научно-технического развития; материально-техническая база НИОКР; структура работ; полезный выход; творческий потенциал специалистов; мотивация нововведений; мотивы конкуренции и кооперации; преобразующие нововведения; рутинные нововведения; адаптация к требованиям рынка; конвейер нововведений; развитие системы продукции; развитие технологии; проектирование зданий и сооружений

Производство

Производственная и конкурентная реакции; ритмичность; бездефектность; гибкость смены моделей; адаптация технологии; износ и исправность технологического оборудования; мотивация груда; трудовые отношения; квалификация рабочих кадров; управление запасами; материально-техническое снабжение; складирование и распределение продукции

Маркетинг

Исследование рынков; изменение каналов сбыта и поставки; стабильность сбыта и поставок; реклама; обслуживание продукции у потребителя; структура заказов; дифференциация продукции; привитие новых потребностей; имидж компании у потребителя

2. Составить перечень параметров , характеризующих будущий потенциал компании , необходимый для реализации оптимальной стратегии.

3. Оценить экспертно степень соответствия текущих параметров и параметров будущего, исходя из того, что

4. Определить среднее значениепо каждой j-й функции предприятия

где п – число параметров, определяющих потенциал данной функции.

5. Определить уровень возможностей компании

где т – количество учитываемых функций предприятия. Таким образом,

то есть

Если принять каждый из сомножителей для наглядности равным поочередно 0,8; 0,5 и 0,25, то получим следующие значения КСФ, характеризующие силу позиции компании в конкуренции:

и выше – сильная позиция; и выше – недостаточно сильная позиция;

– слабая позиция.

На основе этих оценок КСФ можно определить следующие интервалы для трехмерной матрицы выбора стратегических позиций в конкуренции:

от 0 до 0,1 – слабая позиция СЗХ;

от 0,1 до 0,5 – недостаточно сильная позиция СЗХ;

от 0,5 до 1,0 – сильная позиция СЗХ.