Лекция 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII ВЕКЕ
В Англии политические и правовые доктрины были органично вплетены в процесс революционного преобразования английского общества, что и обусловило их особенности. Политические и правовые учения были специфической формой теоретического осмысления противоречия между отжившим феодально-абсолютистским строем и новыми буржуазными отношениями, что на практике вылилось в конфликт между королем и парламентом.
Логика развития политической и правовой мысли в Англии в XVII в. обусловлена борьбой нового класса – буржуазии (разбогатевших купцов, банкиров, мелких и средних буржуа) в союзе с джентри (новым, нетитулованным дворянством из разбогатевших крестьян, мелких и средних рыцарей) против королевского произвола. Деспотическое правление Якова I (1603–1625) и Карла I (1625–1649), выражавших интересы земельной аристократии и верхушки господствовавшей англиканской церкви, не допускало новый класс к процессу управления страной. Королевская власть препятствовала развитию рыночных отношений, используя несправедливые раздачи торговых привилегий и произвольные поборы и налоги, которыми облагала новые классы. Наряду с этим активная религиозная политика Стюартов по укреплению позиций католической церкви, расширению ее прав и привилегий при сохранении всех феодальных пережитков привела к росту политической и религиозной активности сил, оппозиционных королю, оплотом которых и стал парламент.
Таким образом, внутренней пружиной, стимулирующей развитие политических и правовых воззрений в Англии на протяжении XVII в., стал затяжной конфликт короля и парламента – в защиту всеобщего естественного равенства людей и требований ограничения королевского произвола.
Политические и правовые концепции были не только формой теоретического осмысления политической реальности, но и способом ее практического преобразования.
1. Подобная функция реализуется путем создания новой системы смыслов и ценностей, ориентированных на автономную личность и способных выступать мотивами конструктивного политического поведения. Самоценность автономной личности, естественные права и свободы человека, их гарантии, формальное равенство, толерантность к инакомыслию, стремление к компромиссу становятся ценностями политической культуры участия, начало которой было положено в Англии.
2. Прагматическая направленность политических и правовых учений в Англии проявилась в реализации на практике идеи умеренной и политически стабильной формы правления, в равной мерс отражающей разнородные интересы участников общественного договора, основанного на их стремлении к компромиссу и согласию. В этом смысле общемировое значение опыта политической модернизации в Англии состояло в том, что на его основе была сформулирована главная тенденция политического развития периода Нового времени: верховенство прав и свобод личности над интересами государства и практическая реализация идеи ограниченного правления в модели конституционного демократического государства, гарантирующего прирожденные права индивида и предохраняющего общество от опасности установления деспотического правления.
3. Прагматизм политико-правовой идеологии того времени в Англии связан с попыткой разрешить наиболее актуальную проблему политического развития: каким образом следует трансформировать абсолютистскую политическую систему, чтобы приспособить ее к потребностям бессословного гражданского общества с многообразием разнонаправленных интересов различных социальных групп? По этой причине предметом политических и правовых изысканий английских мыслителей того времени стало стремление определить границы королевской власти, пределы ее вмешательства в дела гражданского общества, а также конструирование механизма, гарантирующего естественные права и свободы индивида.
Опыт политического развития Англии в XVII в. показал, что поиск политической системы, эффективно выражающей потребности гражданского общества и автономной личности, не прост. Буржуазная революция 1640–1649 гг. упразднила сословно-феодальные пережитки и королевский произвол, установила Индепендентскую республику (1649–1653 гг.) и тем самым создала предпосылки для быстрого развития капитализма в Англии. Однако смена формы политического правления с монархического на республиканское автоматически не гарантировала представительства политических интересов новых классов. Республиканские институты были использованы О. Кромвелем для установления режима личной диктатуры (протектората) и осуществления деспотического правления, не менее жестокого, чем королевский абсолютизм.
Реставрация монархии и пришествие на трон Стюартов (в 1660 г. – Карла II и в 1685 г. – Якова II) не уменьшили королевского своеволия, а, наоборот, усилили, особенно в отношении сторонников революции 1640–1649 гг., которые открыто преследовались, что порождало массовое недовольство. В 1688 г. крупная буржуазия и земельная аристократия достигли компромисса в стенах парламента и бескровно свергли Якова II. Это событие вошло в историю как Славная революция, которая открыла доступ к управлению страной крупной буржуазии и установила конституционную монархию, сохранившуюся до настоящего времени.
Сложившаяся впоследствии вестминстерская модель правления была не только результатом политического компромисса противоборствующих сил, но и достижением политической и правовой мысли, поскольку опиралась на универсальные принципы функционирования политической системы парламентского типа:
• верховенство парламента;
• ответственность правительства перед парламентом;
• двухпартийную систему, предполагающую чередование партий у власти;
• принцип партийного правительства, когда партия, победившая на парламентских выборах, формирует правительство, опирающееся на парламентское большинство, и т.д.
Политическая практика, и прежде всего интересы зародившейся буржуазии, потребовали развития новой интеллектуальной традиции в анализе государства и права. Если раньше интерпретация сущности государства и назначения права осуществлялась в соответствии с теологической парадигмой, то теперь – на основе юридической, предоставленной теорией естественного права, а чуть позднее – идеологией либерализма, ставших доктринальными основами нового рационалистического понимания государства и права как результата человеческого разума. В соответствии с этим государство понималось как общественный договор, а право – как всеобщая и равная мера свободы взаимодействующих. В этом государстве автономных индивидов политические и правовые воззрения носили рационалистический характер и были классово ориентированы, поскольку отражали реальные интересы политических сил, участвовавших в Английской революции на стороне короля и оппозиции. Они выражали два противоположных подхода к пониманию роли и назначения государства и права:
1) этатистский. Его отстаивали сторонники сильной королевской власти – роялисты (старое дворянство и духовные феодалы. Согласно ему государство рассматривалось как благо, гарантирующее порядок в обществе, достижение которого приписывалось божественной природе монархической власти;
2) антиэтатистский. Его проповедовала оппозиция. В соответствии с ним государство в лице абсолютистской королевской власти интерпретировалось как зло, которое должно быть ограничено, преобразовано на гуманистических началах.
Несмотря на различную классовую ориентированность политических и правовых доктрин, сторонники короля и парламента обосновывали свои политические притязания в религиозной форме. Религиозные сюжеты были понятны и доступны широким слоям английского общества, привычны, придавали теоретическим выкладкам дополнительную аргументированность. В связи с этим революцию XVII в. часто называют пуританской, поскольку ее причиной считают движение протестантских сект пуритан (от лат. purus – чистый), которые выступали за очищение Церкви от католических обрядовых и культовых излишеств, от пышной церковной утвари. Преодолеть до конца догматы теологической схоластики в обосновании позиции тех или иных политических сил не удалось. Этим объясняется тот факт, что религиозная конфронтация трех общин верующих – пуритан, англикан и католиков – предшествовала политическому конфликту короля и парламента.
Идеологическим знаменем революционных сил были не только кальвинизм, но и теория естественного права, рационалистически обосновывающая священный и неотчуждаемый характер естественных прав и свобод индивида и договорную природу государства. Неоднородность политических сил, составлявших оппозицию королю, обусловила плюрализм политических концепций и правовых воззрений, которые формулировали различные политические идеалы и способы их реализации.