Внутренняя организация
Внутренняя организация судебных инстанций, входящих в структуру Суда ЕС (Суд, Трибунал, специализированные трибуналы), включает в себя:
– председателя соответствующей инстанции (Председатель Суда, Председатель Трибунала и Председатель Трибунала по делам публичной службы);
– подразделения, в рамках которых осуществляется рассмотрение дел (пленум, палаты, Большая палата);
– вспомогательный аппарат, большинство подразделений которого являются общими для Суда ЕС в целом.
Руководителем Суда – высшей инстанции в структуре Суда ЕС – является Председатель Суда. Председатель избирается судьями из своего состава на три года, т.е. на половину срока полномочий Суда (генеральные адвокаты в выборах Председателя не участвуют). Его полномочия могут возобновляться неограниченное количество раз (ст. 253 ДФЕС).
Председатель не только осуществляет общее руководство Судом, но и обладает рядом серьезных прерогатив в области судебной процедуры: ведение пленарных заседаний (пленума) и заседаний Большой палаты, распределение дел между другими палатами и др.
Важным инструментом в руках Председателя также служит право приостанавливать исполнение оспариваемых актов институтов, органов, учреждений ЕС в качестве меры по обеспечению иска (ст. 39 Статута).
Первый генеральный адвокат Суда обеспечивает распределение поступающих в Суд дел между членами корпуса генеральных адвокатов (на каждое судебное дело назначается один ответственный генеральный адвокат). Первого генерального адвоката, как и Председателя Суда, тоже избирают судьи, но сроком на один год (ст. 10 процессуального регламента). Важной дополнительной прерогативой Первого генерального адвоката является внесение в Суд предложений о пересмотре решений Трибунала, вынесенных в порядке обжалования решений Трибунала по делам публичной службы и других специализированных трибуналов (см. выше)
Для более эффективного рассмотрения поступающих дел в Суде образованы палаты в составе трех и пяти судей. Подавляющее большинство дел рассматривается и разрешается Судом именно в рамках палат[1]. Каждый судья обычно приписан к разным палатам, а специализация между палатами отсутствует (нет палат по гражданским, уголовным делам и т.п.). Палата правомочна рассматривать и разрешать любое дело, подсудное Суду. Решения, вынесенные в рамках палаты, считаются решением Суда в целом.
Такой порядок служит дополнительной гарантией независимости Суда, поскольку сторонам и другим лицам, заинтересованным в исходе дела, заранее не известно, какие именно судьи будут рассматривать его (распределение дел между палатами осуществляет единолично Председатель Суда).
"Решения палат, состоящих из трех или пяти судей, являются действительными, только если они приняты тремя судьями" (ст. 17 Статута).
В случае, если дело представляет большую важность, а равно по требованию государств-членов или институтов Союза, когда они являются сторонами, судебное разбирательство и принятие решения осуществляется в рамках Большой палаты. Большая палата – это своеобразный "президиум" Суда, образованный в соответствии с Ниццким договором 2001 г. Большая палата включает 13 судей, в том числе Председателя Суда и председателей палат по пять судей. Кворум для принятия решений составляет девять судей (ст. 17 Статута).
Наконец, в рамках пленума Суда (собрание всех судей) в настоящее время рассматриваются только дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц ЕС (например, членов Европейской комиссии). "Кроме того, когда Суд считает, что поступившее ему дело обладает исключительной важностью, он может, заслушав генерального адвоката, решить о передаче дела на рассмотрение пленума" (ст. 16 Статута). Кворум для принятия решений на пленуме Суда установлен в 15 присутствующих судей (ст. 17 Статута).
Секретарь – должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование решений Суда. Кроме того, секретарь осуществляет текущее руководство аппаратом Суда. Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей (ст. 13 процессуального регламента).
Кроме того, в качестве вспомогательных должностных лиц законодательным актом Европейского парламента и Совета ЕС может быть предусмотрено назначение помощников докладчиков, которых разрешено привлекать "к участию в расследовании дел, поступивших на рассмотрение Суда, и к совместной работе с судьей-докладчиком". В качестве помощников докладчиков могут назначаться лица, "обеспечивающие любые гарантии своей независимости и обладающие необходимыми правовыми квалификациями". Назначение этих вспомогательных должностных лиц уполномочен производить Совет (ст. 13 Статута).
Внутренняя организация следующей инстанции в структуре Суда ЕС – Трибунала – в основном, совпадает с внутренней организацией Суда: Председатель Трибунала, палаты из трех и пяти судей, Большая палата и секретарь. В Трибунале также образована специальная палата для рассмотрения жалоб на решения специализированных трибуналов.
В отличие от Суда, Трибунал на пленуме дел не рассматривает (хотя и может это делать в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза). В Трибунале нет Первого генерального адвоката (ввиду отсутствия самих генеральных адвокатов). Кроме того, допускается вынесение решений по некоторым делам единолично судьями Трибунала. Однако такая возможность используется крайне редко[2].
Внутренняя организация специализированных трибуналов в лице единственного их представителя – Трибунала по делам публичной службы – включает в себя Председателя Трибунала по делам публичной службы, палаты из трех судей, пленума и секретаря. Статутом Суда Европейского Союза предусмотрено также создание палаты из пяти судей. Как и в Трибунале, отдельные решения Трибунала по делам публичной службы могут выноситься от его имени единолично судьями[3].
Вспомогательный аппарат Суда ЕС включает различные генеральные директораты, директораты и службы, укомплектованные сотрудниками европейской администрации: Генеральный директорат по библиотеке, исследованиям и документации, Генеральный директорат по переводам, Директорат по протоколу и посещениям, Служба прессы и информации и т.д.
Большинство подразделений вспомогательного аппарата являются общими для Суда ЕС в целом и находятся в подчинении секретаря Суда (т.е. секретаря высшей инстанции в структуре Суда ЕС). Кроме того, каждая инстанция в структуре Суда ЕС имеет свою собственную канцелярию.