Подходы, направления и школы психологии
Как и любая молодая наука, психология начала свое развитие с формулирования различных гипотез о природе и механизмах психических явлений и поведения живых существ. В результате в психологии стали формироваться различные подходы, направления и исследовательские школы, которые существовали какое-то время и заменялись новыми.
Эта работа по опробованию различных гипотез и объяснительных подходов продолжается и в наше время, а первым направлением в психологии, претендующим на научность объяснения, стал ассоциациям, пытавшийся объяснить всю сложность сознания на основе связей психических явлений (ассоциаций). Это направление продержалось до началаХХ в., когда против него выступило несколько новых школ со своими подходами.
Очень резко против основных идей ассоцианизма выступили представители гештальт-психологии, которые не принимали атомический подход к объяснению сложных явлений сознательной психики и поведения (М. Вертхаймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1941), В. Кёлер[1]). Главной критике подвергалось представление о том, что образ целостного предмета есть набор отдельных ощущаемых свойств вещей, слипающихся в целостный образ по законам ассоциаций. Гештальт-психологи приводили убедительные доводы в пользу гипотезы о первичности целостного образа предмета, который не сводится к сумме объединенных отдельных элементов (гештальт есть целостная структура). Мелодия остается той же самой при смене тональности, т.е. при наборе других звуков, а действие будет таким же при наборе других движений. Поведение должно пониматься как целостная активность, а не сумма отдельных реакций. К такому пониманию подталкивали успехи физики и химии, показывающие, что водород горит, а кислород поддерживает горение, но их соединение – вода, гасит огонь.
Идея атомарности, т.е. объяснения сложных явлений комбинацией простых элементов, оказалась живучей, и в начале XX в. она стала главной в представлениях бихевиористов (от behaviour – поведение), пытавшихся объяснить поведение человека и животных на основе комбинаций простых реакций (схема S-R). Бихевиористы (Дж. Уотсон[2]) при этом предлагали сменить предмет и объект психологии, убрав явления сознания и вообще психику, как подлежащие научному изучению. Но довольно скоро появились исследования поведения животных в естественных условиях их жизни, и стало ясно, что поведение есть молярная (целостная), а не молекулярная (атомистическая) активность живых существ. Бихевиоризм стал трансформироваться в необихевиоризм (Э. Толмен[3]).
В начале XX в. психологии сложилось еще одно направление, которое поставило своей задачей объяснение не отдельных явлений сознания и поведения, а психической регуляции жизни человека. Невозможность для медицины того времени объяснить некоторые душевные заболевания на основе неврологии заставила врачей создавать собственные теории психики человека, основанные на гипотезе наличия неосознаваемых психических процессов, регулирующих поведение и переживания человека. Наиболее известной попыткой такого подхода стал психоанализ, или теория бессознательного, созданного З. Фрейдом. Бессознательное, по Фрейду, отличалось от неосознаваемого в данный момент времени тем, что это было какое-то ОГЛАВЛЕНИЕ психики, вытесненное из сознания и неспособное вернуться в сознание человека без помощи психоаналитика. Затем взгляды З. Фрейда на бессознательное изменились, и бессознательное превратилось в особую инстанцию, определяющую поведение человека как несвободного существа.
Гештальт-психология закончила свое существование (по внешним и внутренним причинам) в 1930-х гг., бихевиоризм продержался дольше, трансформировавшись в необихевиоризм, а психоанализ, в основном как практика, дожил до наших дней.
Существовали более частные походы к пониманию психики, например функционализм (Э. Титченер[4]) и структурализм (Ф. Брентано[5]), а также отдельные школы психологии (Вюрцбургская школа, Лейпцигская школа, Французская социологическая школа и др.).
Против основных идей бихевиоризма и психоанализа выступили с разных позиций два новых направления – когнитивная и гуманистическая психология.
Когнитивная психология (Дж. Брунер[6], У. Найссер[7], Д. Бродбент[8] и др.) выдвинула на первый план проблему адаптации животных и человека к условиям их жизни через повеление, которое для успеха нуждалось в знаниях поведенческой ситуации и в сохранении прошлого опыта. Успехи в разработке ЭВМ подталкивали психологов к объяснению психики человека но аналогии с программами работающих блоков компьютеров, обрабатывающих поступающую из среды информацию. Идея редукции сложного к простому оказалась живучей – человек как активный деятель и субъект поведения снова исчез из психологии.
С идеей возвращения человека в психологию выступила группа психологов, создавших новое направление – гуманистическую психологию (А. Масло)[9], К. Роджерс[10], Г. Оллпорт[11] и др.). Это была реакция па бихевиоризм, психоанализ и когнитивизм. Гуманистическая психология пыталась понять человека как свободное, осознающее себя существо, управляющее самим собой, а не управляемое бессознательными комплексами. В рамках этого направления возникло новое течение, получившее название экзистенциальной психологии (Э. Фромм[12], Р. Мэй[13], В. Франкл[14] и др.).
Социалистическая революция в России поставила задачу создания психологии, основанной на идеях марксизма. Такая психология была создана в СССР работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна[15], А. Н. Леонтьева[16]. Внутри советской психологии сформировались отдельные школы и направления, наиболее известными из которых стали школа культурно-исторической и деятельностной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин[17], А. В. Запорожец[18], Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович), школа С. Л. Рубинштейна (Л. А. Анциферова, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, О. А. Шорохова), грузинская школа Д. Н. Узнадзе[19], школа Б. Г. Ананьева[20] и др.
В XX в. психология начала превращаться в практическую специальность, способную решать различные проблемы отдельных людей, всего общества и государства. При этом психология продолжает развиваться как фундаментальная наука, способная дать практической психологии научные основы.