Подготовка инспекторской проверки кредитных организаций
В Банке России формируется сводный план проверок. Проверки могут быть плановые и внеплановые.
В п. 9.6 Инструкции Банка России № 149-И предусматривается, что при подготовке конкретной проверки, может быть проведено совещание. Причем там говорится, что помимо самих проверяющих, с которыми руководитель назначивший проверку должен обсудить те или иные вопросы, совещание может проводиться с приглашением на него акционеров (участников) кредитной организации, клиентов и корреспондентов кредитной организации (ее филиала) или их представителей. На наш взгляд, такой подход не правилен.
Во-первых, акционеры и банковские клиенты не обязаны соблюдать банковскую тайну. Статья 26 Закона о банках перечисляет тех, кто обязан соблюдать банковскую тайну, но в этом перечне нет акционеров банков, банковских клиентов и даже нет там членов совета директоров кредитной организации. Коммерческую тайну кредитной организации они тоже не обязаны соблюдать.
Во-вторых, кредитные организации работают с чужими денежными средствами, и это отнюдь не ставит их в один ряд с обычными организациями. Не надо забывать о сущности кредитной организации. Ведь она привлекает и размещает чужие денежные средства и, если возникает угроза нехватки денег, то в преддверии несостоятельности кредитной организации может получиться, что кто-то из ее собственников, проведав о том, что в банке намечается проверка, попытается, как можно быстрее избавиться от акций или даже незаконно вывести деньги в офшорную зону. Да и сотрудники банка, зная положение дел лучше, чем кто бы то ни было в Банке России, тоже начинали сворачивать свою деятельность иногда в ущерб банковским клиентам. На мой взгляд, поскольку инспектирование – это часть банковского регулирования и банковского надзора, то желательно, чтобы не создавались условия, способствующие возможной панике среди определенных групп акционеров, банковских клиентов, в том числе вкладчиков и держателей банковских карт.
В-третьих, интересы акционеров могут не только не совпадать с публичными интересами банковского надзора, но и противоречить им. Банк России отвечает за состояние всей банковской системы, т.е. озабочен или должен быть озабочен публичными интересами банковского регулирования. Акционеры же озабочены своими частными интересами. Никто и ничто не может их заставить заботиться не о себе, а о чужих для них людях.
В-четвертых, напомню, что банковское право отнюдь нс является комплексной отраслью права. Оно регулирует публичные отношения, которые возникают между Банком России и кредитными организациями по поводу денежной системы, банковской системы и банковских операций. А сделки – сфера гражданского нрава, сфера, в которой реализуются права и обязанности акционеров. Банк России не должен вступать в частные отношения акционеров, в отношения с клиентами банков. А те – не должны вмешиваться в банковское право. Иначе могут быть созданы предпосылки для злоупотреблений и коррупции, нарушения принципов конкуренции в банковской системе. Возможно, непонимание этих различий как раз и стало предпосылкой того, что привлечение акционеров и банковских клиентов стало считаться нормальным явлением.
В-пятых, информация о грядущей проверке может подвигнуть тех, кто занимается отмыванием денег или махинациями, скрыть свою деятельность, поняв, в каком направлении будут проверяться те или иные вопросы и что интересует инспекторов.
На наш взгляд, в инструкции не помешало бы предусмотреть конфиденциальность планов проверки и проведения самой проверки.