Планирование служебно-профессионального и должностного роста муниципальных служащих
Эффективное управление персоналом – важнейшее условие, определяющее успешную деятельность органов управления. При этом главными задачами являются не только повышение активности и профессионального уровня работников, но и планирование их служебно-профессионального и должностного роста, предполагающего необходимую переподготовку и повышение квалификации[1].
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью:
– повышения эффективности исполнения ими должностных обязанностей и реализации полномочий;
– создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;
– повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем.
Переподготовка специалистов проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов. Программы первого типа обеспечивают совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, программы второго типа направлены на получение дополнительной квалификации.
В законодательстве о муниципальной службе под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения ими теоретических знаний, практических навыков в новых и традиционных для муниципального управления областях, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Переподготовка муниципальных служащих осуществляется:
– при должностных перемещениях (назначении на муниципальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих углубленных знаний в конкретных областях деятельности;
– при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;
– для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первого года работы (если они не имеют базового профессионального образования по государственному и муниципальному управлению или ранее не состояли на государственной или муниципальной службе)[2].
Законодательством и нормативными правовыми актами отдельных субъектов Федерации и органов местного самоуправления предусмотрено, что переподготовка муниципальных служащих осуществляется также при реорганизации или ликвидации органов местного самоуправления, сокращении штата.
Профессиональная переподготовка муниципальных служащих проходит в сроки от трех до шести месяцев – с отрывом от службы, от шести месяцев до одного года – без отрыва от службы. Возможно также обучение с частичным отрывом от службы.
Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика (органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта Федерации и т.д.) на основании заключенного с ним договора[3]. В рамках переподготовки обучение может быть:
– равномерным, с учетом охвата всех должностных групп;
– разовым, с учетом охвата всех муниципальных служащих какой-либо должностной группы;
– периодическим, когда обучение муниципальных служащих одних и тех же должностных групп предусматривается с циклом периодичности не менее пяти лет.
Под повышением квалификации понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным возрастанием требований к образовательным стандартам.
Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется:
– для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;
– при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;
– для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;
при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей муниципальной службы;
– по решению аттестационной комиссии.
При этом используются программы трех основных уровней:
1) проблемные, рассчитанные на одно- или двухдневные семинары с отрывом от службы;
2) краткосрочные (72–100 учебных часов) с отрывом или частичным отрывом от службы;
3) среднесрочные (100–500 учебных часов) – основная форма повышения квалификации с углубленным изучением отдельных проблем и частичным отрывом от службы.
Повышение квалификации муниципальных служащих производится в соответствии с имеющимися потребностями, но, как правило, не реже одного раза в пять лет.
В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих важное место занимает стажировка. Основной ее целью является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности[4].
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации или переподготовке специалистов. Она проводится как внутри страны, так и за рубежом – в ведущих научно- исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, федеральных органах исполнительной власти или в органах местного самоуправления.