Планирование скорости обращения запасов
Актуальным является вопрос планирования оптимальной скорости обращения запасов на складах сырья и материалов, который соответствует минимальным затратам на их ОГЛАВЛЕНИЕ. В условиях плановой экономики существовали нормативные сроки хранения для производственных предприятий, пример которых изображен в табл. 5.1. Аналогичные нормы существовали и для складов готовой продукции производителей, оптовых складских баз и др.
Таблица 5.1
Рекомендуемые (нормативные) сроки хранения грузов для складов материально-технического снабжения промышленных предприятий (пример)
Груз |
При непосредственном поступлении от поставщика, сут. |
При поступлении со складской базы, сут. |
|||
При производстве |
|||||
массовом |
серийном |
мелкосерийном и единичном |
серийном |
мелкосерийном и единичном |
|
Металлопрокат черный |
25 |
30-40 |
40-50 |
15-20 |
20-25 |
Комплектующие изделия |
20-25 |
25-30 |
30-45 |
20-25 |
25-30 |
Радиотехнические изделия |
20-25 |
25-30 |
30-45 |
15-20 |
20-25 |
Запасные части к оборудованию, приборы, электродвигатели |
40-50 |
10-20 |
|||
Сантехнические товары |
– |
– |
– |
10-20 |
|
Арматура, фитинги, электротехнические материалы |
15-20 |
20-25 |
|||
Химические материалы, лаки, краски |
25-30 |
30-40 |
40-45 |
15-20 |
20-25 |
Масла и смазки |
25-30 |
15-20 |
|||
Строительные материалы |
45-60 |
20-30 |
В современных условиях нормативы скорости обращения по отдельным товарным категориям являются результатом собственных расчетов специалистов предприятия. Связано это с тем, что сегодня деятельность различных компаний, которые являются представителями даже одной и той же отрасли, практически не поддается стандартизации. Например, существенно различается правовое регулирование деятельности крупных компаний и представителей малого бизнеса, которые могут иметь разные организационно-правовые формы и формы собственности. При организации поставок материальных ресурсов звенья цепей поставок могут иметь в собственности объекты логистической инфраструктуры, а могут пользоваться услугами, которые предоставляют посреднические организации (3PL-провайдеры, логистические операторы, транспортно-экспедиционные компании, склады общего пользования).
Все это приводит к различиям в налогообложении, количественной структуре затрат и их неоднозначной взаимосвязи с объемом закупок. Поэтому при планировании скорости обращения необходимо учитывать индивидуальные затраты предприятия, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов на складах (рис. 5.1) и их влияние на другие составляющие (например, затраты на закупку и пополнение запаса, потери от иммобилизации капитала и т.д.).
Рис. 5.1. Связь между скоростью обращения запасов и затратами на их ОГЛАВЛЕНИЕ
На рисунке размер заказа Q1 соответствует минимальной скорости обращения (наименее редкие и максимальные по размеру заказы), a Q3 – наоборот, максимальной, которая характеризуется наиболее частыми и минимальными по размеру заказами. Также видно, что степень сокращения затрат, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов, постепенно замедляется при продолжающемся увеличении скорости обращения (с Q1 до Q3). Очевидно, что при некотором значении скорости обращения эффект сокращения затрат вообще перестанет ощущаться, а затраты на пополнение запаса, наоборот, возрастут, что может привести к росту общих затрат, связанных с закупками. Поэтому, планируя скорость обращения, необходимо учитывать, как каждая альтернативная стратегия повысит другие составляющие логистических издержек, и производить их сравнение с возможной экономией на затратах, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов.