Планирование скорости обращения запасов

Актуальным является вопрос планирования оптимальной скорости обращения запасов на складах сырья и материалов, который соответствует минимальным затратам на их ОГЛАВЛЕНИЕ. В условиях плановой экономики существовали нормативные сроки хранения для производственных предприятий, пример которых изображен в табл. 5.1. Аналогичные нормы существовали и для складов готовой продукции производителей, оптовых складских баз и др.

Таблица 5.1

Рекомендуемые (нормативные) сроки хранения грузов для складов материально-технического снабжения промышленных предприятий (пример)

Груз

При непосредственном поступлении от поставщика, сут.

При поступлении со складской базы, сут.

При производстве

массовом

серийном

мелкосерийном и единичном

серийном

мелкосерийном и единичном

Металлопрокат

черный

25

30-40

40-50

15-20

20-25

Комплектующие изделия

20-25

25-30

30-45

20-25

25-30

Радиотехнические

изделия

20-25

25-30

30-45

15-20

20-25

Запасные части к оборудованию, приборы, электродвигатели

40-50

10-20

Сантехнические товары

10-20

Арматура, фитинги, электротехнические материалы

15-20

20-25

Химические материалы, лаки, краски

25-30

30-40

40-45

15-20

20-25

Масла и смазки

25-30

15-20

Строительные материалы

45-60

20-30

В современных условиях нормативы скорости обращения по отдельным товарным категориям являются результатом собственных расчетов специалистов предприятия. Связано это с тем, что сегодня деятельность различных компаний, которые являются представителями даже одной и той же отрасли, практически не поддается стандартизации. Например, существенно различается правовое регулирование деятельности крупных компаний и представителей малого бизнеса, которые могут иметь разные организационно-правовые формы и формы собственности. При организации поставок материальных ресурсов звенья цепей поставок могут иметь в собственности объекты логистической инфраструктуры, а могут пользоваться услугами, которые предоставляют посреднические организации (3PL-провайдеры, логистические операторы, транспортно-экспедиционные компании, склады общего пользования).

Все это приводит к различиям в налогообложении, количественной структуре затрат и их неоднозначной взаимосвязи с объемом закупок. Поэтому при планировании скорости обращения необходимо учитывать индивидуальные затраты предприятия, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов на складах (рис. 5.1) и их влияние на другие составляющие (например, затраты на закупку и пополнение запаса, потери от иммобилизации капитала и т.д.).

Рис. 5.1. Связь между скоростью обращения запасов и затратами на их ОГЛАВЛЕНИЕ

На рисунке размер заказа Q1 соответствует минимальной скорости обращения (наименее редкие и максимальные по размеру заказы), a Q3 – наоборот, максимальной, которая характеризуется наиболее частыми и минимальными по размеру заказами. Также видно, что степень сокращения затрат, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов, постепенно замедляется при продолжающемся увеличении скорости обращения (с Q1 до Q3). Очевидно, что при некотором значении скорости обращения эффект сокращения затрат вообще перестанет ощущаться, а затраты на пополнение запаса, наоборот, возрастут, что может привести к росту общих затрат, связанных с закупками. Поэтому, планируя скорость обращения, необходимо учитывать, как каждая альтернативная стратегия повысит другие составляющие логистических издержек, и производить их сравнение с возможной экономией на затратах, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов.