Планирование рисков и сопротивления
Риск – это сочетание вероятности вреда, причиняемого опасностью, и возможной величиной этого вреда. Риск является мерой опасности.
Под опасностью или фактором опасности подразумеваются возникающие в процессе работы факторы, характеристики или явления, которые могут нанести вред здоровью работников (производственная травма, профессиональное заболевание и т.п.) либо вызвать чрезмерное физическое или психическое напряжение. Факторами опасности могут быть, например, шум, скользкие полы, постоянная спешка или вынужденная рабочая поза.
Безопасность труда предполагает уверенность в том, что существующие опасности на рабочем месте не причинят вреда здоровью работника. Рабочее место можно считать безопасным, если возникающие на нем риски заранее выявлены и оценены.
Оценка рисков состоит во всеобъемлющем и систематическом выявлении опасностей и определении величины рисков. Общей целью оценки рисков является повышение уровня безопасности труда.
Управление рисками – непрерывный процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата по направлениям деятельности управления человеческими ресурсами и минимизации возможных потерь. Управление рисками включает идентификацию и оценку рисков, их планирование, разработку и реализацию мер реагирования на риски, а также оценку и анализ достигнутых результатов, т.е. все меры, принимаемые для снижения и ликвидации рисков.
Под оценкой рисков подразумевается выявление возникающих в процессе труда опасностей, определение величины и значимости возникающих рисков. Оценка рисков является наиболее эффективным превентивным мероприятием. При оценке рисков учитываются не только неблагоприятные события и несчастные случаи, произошедшие ранее, но и опасности, пока не вызвавшие неблагоприятных последствий.
Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику. Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом. Она проводится поэтапно, с учетом ранее выявленных опасностей (рис. 5.20), возникших во время работы. Если эти опасности нельзя полностью устранить, следует оценить их риск для здоровья и безопасности работников. На основе оценки можно принять обоснованные решения по повышению безопасности.
Чтобы оценка рисков действительно приводила к повышению безопасности труда на практике, необходимо на основе полученных данных определить приоритеты повышения безопасности труда. Самыми эффективными мерами являются меры по полной ликвидации наиболее выраженных опасностей. Предполагаемые меры должны быть конкретными и выполнимыми. Постоянство оценки рисков предполагает также оценку эффективности внедренных мероприятий, постоянное наблюдение за рисками и взаимодействие с работниками, подверженными рискам.
Грамотное выполнение работы по оценке рисков облегчается ее планированием, особенно если оценка рисков является для предприятия новым делом. Хорошо спланированная оценка легче и быстрее выполняется. На практике замечено, что существует ряд
Рис. 5.20. Этапы оценки и управления рисками
вопросов, ответы на которые необходимо получить, прежде чем приступать к непосредственному выполнению оценки рисков.
Решение о выполнении оценки рисков принимается руководством работодателя (организации). Выполнять оценку рисков без данного решения бессмысленно. Обязательство руководства в оценке рисков означает, помимо формального обещания выполнить оценку, обязательства предпринять практические действия для обеспечения успеха оценки рисков. Оно требуется и для обеспечения работы необходимыми ресурсами, и впоследствии для выполнения практических мероприятий, намеченных по результатам оценки, а также для обеспечения непрерывности работы по управлению рисками.
Работодателю нужно обеспечить выделение необходимых ресурсов для выполнения оценки рисков, определить задачи, связанные с оценкой, и назвать лиц, участвующих в этой работе. В ходе работы необходимо определить ОГЛАВЛЕНИЕ задач, ответственность, права и ресурсы, используемые при выполнении мероприятий и задача на практике.
Оценка рисков является комплексной задачей, поэтому ее следует выполнять силами коллектива работников. При этом необходимо участие различных групп, придерживающихся общего принципа групповой работы – Р–С–Р (работодатель, специалисты, работники). Согласно принципу Р–С–Р в эффективной работе участвуют руководители, специалисты и работники (рис. 5.21). Принцип Р–С–Р не обязывает всех участников действовать одновременно и выполнять одинаковый объем работы, однако конкретные обязательства участвующих сторон и работа с единой целью являются отправной точкой принципа Р–С–Р.
Рис. 5.21. Принцип Р–С–Р в оценке рисков
Оценку рисков на предприятии можно осуществить силами действующих на нем службы охраны труда и отдела, отвечающего за развитие производства. Вместе с тем можно образовать отдельную оценочную группу. Наиболее эффективной будет работа группы из 3–5 человек. Для обеспечения организации действий оценочной группе следует выбрать ее руководителя, который бы действовал как контактное лицо в оценке рисков и осуществлял связь с руководством и персоналом предприятия.
Участие работников в оценке рисков очень важно, так как оцениваются именно те риски, которым подвержены работники. Наиболее распространенным является принцип, при котором оценка, выполняемая персоналом предприятия, осуществляется при участии работников и использовании их опыта в оценке рисков. Есть особое основание прислушиваться к мнению работников при определении средств, необходимых для выполнения намеченных мероприятий.
В группу оценки следует включать одного или нескольких представителей работников. Представителем работников может быть уполномоченный по охране труда, ответственный по охране труда предприятия, представитель, избранный и уполномоченный трудовым коллективом, или кто-либо другой из работников, имеющий достаточный опыт в оценке условий труда. Кроме работников, входящих в оценочную группу, возможно участие работников на оцениваемых рабочих местах. Взгляды этих работников на риски, характерные для их труда, можно объединить с помощью, например, различных вопросов или интервью. Можно дать возможность самим работникам распознать возникающие на работе опасности с помощью анкеты.
Работодатель должен использовать в качестве вспомогательной силы специалистов в оценке таких рисков, о которых у него самого нет достаточной информации. Специалистов можно также использовать для более детального анализа, при проведении измерений в наиболее важных зонах риска и составлении отчетов. Оценка риска на рабочем месте, однако, является процедурой, которую нельзя доверить лишь одним специалистам. Последних можно использовать лишь для дополнения и уточнения проведенной персоналом оценки.
Можно использовать помощь специалистов для оценки особых рисков. Таковыми являются, например, риски, связанные с психологическими перегрузками, использованием вредных химических веществ. В отношении данных рисков можно с помощью прилагаемых анкет сделать первоначальную оценку силами персонала рабочих мест и на основе первоначальной информации решить вопрос о необходимости более детального анализа и помощи сторонних специалистов.
Представитель службы медицины и гигиены труда на производстве является для многих предприятий наиболее известным специалистом по охране труда. Его компетентность следует использовать при оценке значимости замеченных опасностей, в оценке необходимости проведения мероприятий и в их выборе.
Хорошо выполненная оценка рисков отражает действительное положение дел, а ее результаты отражают реальные условия труда и трудового процесса. Во время оценки рисков необходимо выполнять все ее мероприятия объективно и адекватно. Ранее внедренные мероприятия по управлению рисками учитываются в той части, в какой они соответствуют действительности. Например, оценка величины риска, вызываемого чрезмерным шумом, должна учитывать эффективность мероприятий по предотвращению шума лишь в той части, в какой мероприятия на самом деле выполнены.
Качественная оценка рисков должна быть систематической. Оценка рисков сделана качественно, если в ней систематически распознавались опасности и оценивались риски для самых главных производственных процессов. Оценка рисков должна охватывать все значительные зоны рисков. Ее нужно делать так, чтобы наиболее выраженные и обширные зоны рисков контролировались бы наиболее тщательно. Оценка общего характера должна дополняться, возможно, более подробными уточнениями и разъяснениями.
Качественная оценка рисков отражает наиболее острые проблемы обеспечения безопасности труда. Определение величины риска нужно выполнять так, чтобы были выделены наиболее выраженные и значимые с точки зрения обеспечения безопасности риски. В то же время при оценке рисков надо выделять и те, по отношению к которым не требуются специальные мероприятия или дополнительные разъяснения. Результаты оценки должны быть использованы при разработке конкретных мероприятий по управлению рисками.
Качественная оценка рисков должна носить профилактический характер. Она основывается иа имеющихся данных организации о рисках и ранее произошедших опасных ситуациях, несчастных случаях, а также недавних инцидентах. Помимо архивных данных учитываются потенциальные опасности, которые пока не проявились, но возникновение которых в процессе работы вероятно. Также оценивается достаточность внедренных ранее мероприятий по безопасности труда.
Качественная оценка рисков является практичной. Главная ее задача – осуществить ясные и выполнимые мероприятия для повышения безопасности труда. К эффективному использованию результатов оценки рисков относится и то, что они внедряются в соответствии с установленными законодательством методами в виде множества форм реализации, в том числе, например, включаются в инструктажи по охране труда.
Качественная оценка рисков должна быть документированной. Результаты оценки рисков и решения по ним представляются в письменном виде. Документы следует сопровождать информацией о выполнении мероприятий. Выполненные мероприятия свидетельствуют о результативной оценке рисков.
Качественная оценка рисков является развивающейся и постоянно действующей функцией предприятия. К эффективной оценке рисков относятся отслеживание выполнения мероприятий, повторная оценка рисков для оценки их воздействий и непрерывный контроль производственной среды для профилактики рисков. Информации, содержащейся в документах по оценке рисков, следует придерживаться при повторной оценке.
Предприятие само выбирает такой способ оценки, который считает лучшим. Существуют различные способы оценки. Следует предпочитать способы работы, используемые предприятиями на практике (например, доски объявления, плановые мероприятия и т.д.). Не следует проводить оценку единовременно до полного завершения, лучше гибко сочетать время оценки с выполнением другой работы.
Задачей руководителя оценочной группы является сбор оценочной группы, определение требуемых методов и принадлежностей для оценки, выявление необходимости обучения для членов группы и организация этого обучения. Задачами оценочной группы являются планирование и организация оценки, инструктирование персонала и оказание ему помощи, подведение итогов по результатам оценки.
На практике руководителю оценочной группы следует выяснить в сотрудничестве с работодателем и оценочной группой, как выполнить оценку рисков на предприятии. Альтернативными способами оценки являются, например, следующие.
1. Оценочная группа выполняет всю оценку рисков сама. На месте проведения собирается группа для оценки рисков, в которой есть представители работодателя, работников и необходимых специалистов. Группа должна состоять, в зависимости от размера рабочего места, из 3–7 человек. Оценочная группа определяет принцип оценки и выполняет работу силами только группы. Группа при необходимости интервьюирует работников. Этот метод пригоден для небольших участков с малым количеством рабочих мест.
2. Координационная группа оценки, распределяющая работу по оценке другим группам. Назначают координационную группу из 2–4 человек, целью которой является организация оценки рисков на рабочем месте. Члены координационной группы передают знания о принципах и методах оценки на рабочих местах, а непосредственную работу по оценке рисков выполняет собранная на рабочем месте группа из самих работников. Задачами координационной группы являются помощь в организации на практике оценки, формулирование вопросов для оценки, подведение итогов и разработка предложений о потребности в мероприятиях, выяснение дополнительных вопросов. Задания можно распределить так, чтобы выявление опасностей выполняли бы сами работники, а оценочная группа оценивала величину риска и определяла необходимые мероприятия. Метод пригоден для четко организованных больших производственных площадей с большим количеством рабочих мест и для рабочих мест, разбросанных по разным участкам.
3. Опросы и личные оценки. Оценку можно осуществить с помощью закрытого или открытого опроса по местам. Опросы применяют особенно часто при психологических перегрузках работников, а также для сбора комментариев в ситуациях, когда взаимоотношения в рабочем коллективе напряжены или имеются иные причины, которые не дают напрямую провести обсуждение вопросов в группе. Результаты опросов рекомендуется обрабатывать в группе, что позволяет уточнять возникающие проблемы и находить взаимоприемлемые решения.
Лицам, участвующим в оценке рисков, следует по возможности объективнее оценивать различные объекты и факторы опасности, а также изыскивать для замеченных недостатков наиболее адекватные мероприятия по их устранению. Опасность для успеха оценки рисков представляют начальные и оценочные противоречия, впутывание оценщиков в незначительные детали, а также намеренная недооценка или переоценка рисков. Для того чтобы избежать этого, следует обратить внимание на данные вопросы еще при планировании оценки рисков и во время ее проведения.
Целью оценки рисков является выбор наиболее эффективных мероприятий для улучшения условий труда персонала. Первоочередной задачей при выполнении мероприятий должно быть снижение уровней высоких рисков или их устранение. Для снижения уровней рисков или их устранения применяется управление рисками. Целью управления рисками являются предотвращение вреда и минимизация потерь от вреда.
Эффективность мероприятия по управлению рисками можно оценить, например, по следующим критериям:
• рост уровня безопасности: чем результативнее будет снижение наиболее высоких рисков, тем эффективнее будет мероприятие;
• широта воздействий: чем на большее число рисков или на безопасность большего числа лиц воздействует мероприятие, тем оно будет эффективнее;
• выполнение требований законодательства: увеличение гибкости работы: если благодаря мероприятию гибкость труда возросла, его следует выполнять, хотя влияние на безопасность труда и небольшое.
• эффективность затрат: лучшие мероприятия не обязательно дорогие, часто малозатратными улучшениями достигаются значительные результаты.
При выборе мероприятий рекомендуется придерживаться следующих принципов:
• предупреждение факторов опасности;
• ликвидация существующих факторов опасности;
• замещение факторов опасности на менее опасные или менее вредные;
• приоритет наиболее эффективным мероприятиям.
Факторы, определяющие важность и трудность мероприятий, приведены на рис. 5.22.
Мероприятия по их важности и трудности делятся на четыре класса.
А. Легкое и важное. Легкие мероприятия со значительным эффектом. Их следует сразу же выполнять.
Рис. 5.22. Оценка важности и сложности выполнения мероприятий
B. Трудное и важное. Мероприятие труднее, чем в пункте А, но из-за важности его следует выполнить. Работу, однако, надо хорошо спланировать и найти более эффективные по затратам пути решения вопроса.
C. Легкое и не важное. Мероприятие не очень важное, но по выполнимости легкое. Небольшие улучшения следует выполнить.
D. Трудное и не важное. К слишком трудным мероприятиям не следует приступать, если получаемый эффект от них невелик. Ситуацию, тем не менее, надо отслеживать, и при необходимости провести новую оценку.
Мероприятия можно выбрать также с помощью ответов на следующие вопросы:
Какие мероприятия следует выполнять, а какие – нет?
Какие мероприятия нужно выполнять немедленно, а какие – позднее?
Какое из двух мероприятий лучше?
В каком порядке выполнять мероприятия?
Какие мероприятия следует выполнять одновременно?
Как минимизировать ущерб, наносимый при выполнении мероприятия?
Каковы последствия выполненных мероприятий?
Оценка рисков является непрерывной работой. Работодатель должен постоянно контролировать производственную среду, состояние трудового коллектива и безопасность приемов труда. Меняются характер работы и рабочие места, поэтому собранные при оценках сведения легко устаревают. Меняют ситуацию также мероприятия, внедренные по результатам оценки.
С помощью регулярно повторяющихся оценок рисков можно наблюдать изменение уровней рисков, появление новых, а также степень эффективности выполненных мероприятий. Потребность в очередной оценке зависит на практике от величины уровня риска на рабочем месте, от находящихся в распоряжении ресурсов и, наконец, от изменений, происходящих в условиях труда.
Для того чтобы оценивать и планировать мероприятия по снижению рисков, необходимо их четко классифицировать и структурировать. В табл. 5.26 приведена расширенная классификация рисков, возникающих при работе с персоналом. Их многочисленность в совокупности образует своеобразный механизм, под воздействием которого функционирует система управления персоналом (см. приложение 10).
Таблица 5.26
Классификация рисков, влияющих на возможности использования персонала организации
Риски |
|
внутренние |
внешние |
• Разногласие между федерацией и регионом • Несогласованность исполнительной и представительной власти • Низкая инвестиционная активность • Структурные деформации в регионе • Банкротство убыточных предприятий в регионе • Отрицательная структура трудовых ресурсов региона • Плохие привычки и установки населения • Естественная убыль • Половозрастная структура • Квалификационная структура |
• Активная забастовка • Активные военные конфликты • Отсутствие политических соглашений с зарубежными странами • Политические кризисы • Высокие темпы инфляции • Недостаточное государственное финансирование проектов • Неэффективная налоговая политика • Неплатежи • Низкие темпы экономического роста • Неоптимальная структура хозяйства • Негативные результаты приватизации |
• Неэффективность социальной политики региона • Ограниченность средств на развитие социальной сферы • Неэффективность профсоюзов • Отсутствие помощи безработным • Неэффективность служб занятости • Морально устаревшие технологии на предприятии • Отсутствие развития квалифицированных специалистов • Экологическая загрязненность • Неэффективность локализации вредных производств |
• Кризисы • Неэффективная структура трудовых ресурсов • Низкие темпы миграции • Немобильные трудовые ресурсы • Неэффективность политики занятости в стране • Недостаточное финансирование федеральных социальных программ • Неэффективное профсоюзное движение • Высокий уровень безработицы • Технико-технологические факторы • Жизненные циклы на этапах спада • Неэффективная инновационная и инвестиционная политика • Экологические • Необработанность экологического аудита • Неэффективная политика государства в области экологии |
Нормативная документация разделяет возникающие в процессе работы факторы на опасные и вредные факторы производственной среды и факторы трудового процесса – тяжесть физического труда и напряженность умственного процесса.
Результаты оценки рисков должны иметь обратную связь с персоналом. Их можно обрабатывать по каждому рабочему участку, цехам или всему предприятию. Результаты оценки рисков можно использовать также в следующих мероприятиях или документах:
• в инструктаже работников по охране труда;
• в инструкциях по эксплуатации оборудования;
• в производственных инструкциях;
• при составлении производственных планов и планов работы по охране труда;
• при планировании деятельности медицинской службы и службы гигиены труда;
• при составлении детальных отчетов и замеров;
• при планировании изменений на рабочих местах.
Информирование, сопровождающее оценку рисков, должно
отражать действительность и быть открытым. В информации следует подчеркивать, что целью оценки рисков являются совершенствование условий труда и повышение его безопасности посредством уменьшения и ликвидации рисков.
Информирование необходимо на всех этапах оценки рисков:
• перед началом оценки следует оповестить персонал, разъяснить ему назначение оценки, график и способ ее выполнения;
• во время оценки нужно сообщать о ее ходе и давать ответы на возникшие во время оценки вопросы;
• после завершения оценки сообщают о ее результатах в форме подведения итогов и отчетов по каждому из цехов и отделов; дополнительно сообщают о принятых решениях по выполненным мероприятиям.
Для информирования и опубликования результатов следует применять имеющиеся на предприятии информационные каналы, например доску объявлений, производственные планерки, собрания коллектива, многотиражные газеты или информационные листки.
Исходя из многоплановости рисков, рассмотрим алгоритм их планирования на ряде примеров. Охрана труда основывается на выявлении имеющихся рисков и управлении ими. Оценка рисков является при этом краеугольным камнем планирования мер по охране труда. Эффективное управление охраной труда возможно лишь при условии, что известно нынешнее состояние охраны труда и выявлены проблемные места.
Целью охраны труда являются повышение безопасности труда и планомерное улучшение условий на рабочих местах. Работа по охране труда создает рамки, в которых можно построить всю эту деятельность (рис. 5.23).
Рис. 5.23. Цикл планирования рисков
План работы по охране труда должен учитываться работодателем в его деятельности. В этом плане работодатель отражает мероприятия по организации и совершенствованию мероприятий охраны труда на рабочих местах. Подобный план может содержать лишь отражение общей политики в области охраны труда, но может быть детальным и конкретным планом работы. С помощью оценки рисков определяются потребности развития охраны труда, включаемые в план. В план работы записывают мероприятия, уже оказавшиеся действенными на практике, включают вопросы устранения недостатков в способах работы, а также разрабатывают главные направления развития. Из плана работы по охране труда следуют конкретные цели и мероприятия для осуществления требований обеспечения безопасности и сохранения здоровья.
В плане по охране труда определяют общие направления оценки рисков, а результаты оценки рисков можно использовать как исходные данные при составлении плана работы по охране труда.
Риски, вызываемые психологической перегрузкой (недогрузкой), определяются с помощью частоты случаев ситуаций нагрузки и вреда, ими вызываемого (табл. 5.27).
Таблица 5.27
Определение величины рисков, вызываемых психологической нагрузкой
Вероятность |
Последствия |
||
легкие: усталость, суета, случайное отсутствие на работе |
средней тяжести: низкая способность к концентрации и работе, беспомощность и беспокойство, повторяющиеся отсутствия на работе |
тяжелые: безнадежность, сильная депрессия, постоянные отсутствия на работе |
|
Малая Случайные ситуации опасности и нагрузки, проявляются редко или непродолжительное время |
1. Малозначимый риск |
2. Малый риск |
3. Умеренный риск |
Средняя Ситуация опасности и нагрузки возникает постоянно или на некоторое время |
2. Малый риск |
3. Умеренный риск |
4. Значительный риск |
Высокая Ситуации опасности и нагрузки постоянны, вредное воздействие замечено. Нагрузка стабильная |
3. Умеренный риск |
4. Значительный риск |
5. Недопустимый риск |
Пример
У группы, выполняющей сборочную работу, за полгода значительно вырос объем работы. Группа постоянно перерабатывает. Рабочая атмосфера и единый дух портятся. Какова величина риска, вызванного данной проблемой?
Фактор опасности |
Слишком тяжелые требования и цели. |
Описание опасной ситуации |
Работники не способны выполнять объем работы в пределах нормального рабочего времени, имеет место постоянная переработка. |
Последствия |
Вредные (спад мотивации труда, плохая атмосфера). |
Вероятность |
Средняя (состояние длится 6 мес.). |
Уровень риска |
3 |
Психологическому благополучию в группе могут содействовать, например, следующие мероприятия:
• формирование у всего персонала одинаковых взглядов на цели и задачи общего труда;
• справедливое и четкое разделение труда;
• знание персоналом своих задач и ответственности;
• возможность персонала воздействовать на свой труд;
• открытое и разностороннее оповещение работников;
• получение отдачи и поддержки от работы;
• открытое и доверительное взаимодействие начальства и персонала.