Планирование прибыли фирмы
Планирование прибыли должно осуществляться отдельно по всем видам доходов. Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета применяется в основном на малых предприятиях при небольшой номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции. На основе смет объемов продаж, плановых цен и плановой себестоимости продукции по каждой позиции номенклатуры или ассортимента рассчитывается объем прибыли по следующей формуле:
Очевидно, что такой метод может быть применен в тех случаях, когда расчет полной коммерческой себестоимости продукции не представляет большого труда.
Аналитический метод эффективен при большой номенклатуре и ассортименте продукции. При этом прибыль планируется по сравнимым позициям номенклатуры. Суть данного метода состоит в следующем. На первом этапе по сравнимой группе продукции определяется показатель базовой рентабельности как частное от деления ожидаемой прибыли отчетного года на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период. Если известны затраты на 1 руб. товарной продукции и ее объем, то произведение этих величин даст знаменатель дроби. Разделив на него ожидаемую прибыль, можно узнать, сколько прибыли приносит каждый рубль затрат на товарную продукцию. Затем на основе смет продаж и производственной программы определяется объем товарной продукции в планируемом периоде и рассчитывается себестоимость объема товарной продукции. Произведение рентабельности на предполагаемый объем дает величины планируемой прибыли. Так как на величину товарной продукции и ее себестоимость могут оказывать влияние многие факторы (уровень цен, инфляция, изменение качества продукции), то появляется возможность проводить факторный анализ планируемой прибыли.
Допустим, что затраты на 1 руб. товарной продукции составляют 0,8 руб. Объем товарной продукции – 1 млн руб. Тогда объем товарной продукции по себестоимости отчетного периода составит 0,8 • 1 000 000 = 800 000 руб. Ожидаемая прибыль отчетного года будет равна 40 000 руб. Тогда базовый уровень рентабельности составит (40 000 / 800 000) • 100% = 5%. Если в планируемом периоде объем товарной продукции предполагается довести до 1 500 000 руб., то планируемая прибыль по данной ассортиментной группе составит 5% • 1 500 000 / 100% = 75 000 руб. На малых предприятиях для планирования прибыли применяется метод прямого счета для определения стоимости товарной продукции, а для анализа факторов, влияющих на прибыль, – аналитический метод.
Для анализа и планирования изменения прибыли используется показатель суммы покрытия. Он позволяет ответить на вопрос, как меняется прибыль фирмы в зависимости от изменения выручки. Характеристику возможных темпов роста прибыли предприятия дает показатель эффекта операционного, или производственного, рычага (он же производственный леверидж, он же operating leverage).
Высокий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат и они в меньшей степени поддаются изменению. В этом случае прибыть очень чувствительна к изменениям в объеме продаж, и незначительное изменение объема продаж приводит к значительному изменению прибыли. Как правило, это характерно для крупных предприятий, имеющих исследовательские и конструкторские подразделения. Кроме того, уровень постоянных затрат в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности. При одинаковом росте объемов продаж предприятие с высокой долей постоянных затрат (имеющее высокий или большой рычаг) будет наращивать прибыль более высокими темпами, чем предприятие с низкой. Например, пусть существуют две фирмы (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Расчет производственного рычага
Фирма |
Выручка, тыс. руб. |
Переменные затраты, тыс. руб. |
Маржа (сумма покрытия), тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Производственный рычаг |
А |
1000 |
500 |
500 |
250 |
2 |
Б |
1000 |
250 |
750 |
100 |
7,5 |
Эффект производственного рычага будет проявляться таким образом. Допустим, на следующий период намечается увеличение выручки на 10%. Тогда увеличение прибыли фирмы А составит 10% • 2 = 20%, а для фирмы Б – 10% • 7,5 = 75%. С другой стороны, уменьшение выручки на 10% приведет к убыткам во второй фирме, тогда как в первой фирме для этого необходимо сокращение выручки в два раза.
При стабильной величине постоянных издержек сумма покрытия, или маржа, может быть использована в качестве критерия оптимизации объемов производства и при определении оптимальной структуры номенклатуры и товарного ассортимента, включаемого в производственную программу предприятия.