Лекция 3. Планирование и организация исследования систем управления
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• как разрабатывается программа исследований системы управления;
• какие положения должны быть включены в программу исследования;
• технологические принципы организации исследования;
• приемы формирования интегрального исследовательского интеллекта;
• роль консультирования в организации исследования;
уметь
• разрабатывать программу исследования управления с учетом цели, ситуации и проблем;
• организовать исследование по факторам функционального разделения деятельности, установления нормативов, временных ограничений и системы ответственности;
• мотивировать рациональное использование творческого потенциала исследовательской группы (интегрального интеллекта);
владеть
• приемами организационного регулирования исследовательской деятельности;
• средствами социально-психологического анализа деятельности интегрального интеллекта;
• навыками консультационной поддержки исследования.
Диагностика состояния систем управления
Полезно задуматься
Какую роль играет диагностика в организации исследования? Почему? Какие существуют виды диагностики, и в чем их особенности? Как влияет диагностика на методологию и организацию исследования? Можно ли при помощи диагностического анализа установить и оценить тенденции развития управления?
Диагностика и ее роль в исследовании управления
Диагностика представляет собой вид деятельности, осуществляемой для распознавания истинного состояния какого-либо объекта и причин возникновения этого состояния. Диагноз – результат процедуры диагностики, фиксированное по времени описание состояния объекта и предмета диагностики, оцениваемое по установленным критериям и параметрам отклонения от нормы. Определение состояния объекта, предмета или явления осуществляется посредством реализации комплекса специальных процедур, отражающих цели и назначение диагностики.
Диагностика позволяет устанавливать отклонения от нормального состояния объекта, определить причины их возникновения и оценить возможные последствия. Это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики рассматривается как предварительный этап исследовательского, поискового, познавательного процесса.
Диагностика управления предполагает оценку его состояния по совокупности показателей, отражающих структуру системы управления, процессуальные характеристики его осуществления, а также механизм управления, который представляет собой комплекс средств воздействия на поведение социально-экономической системы. Большое значение в диагностике играют и обобщающие показатели состояния управления, такие, например, как эффективность управления.
На основании данных диагноза можно определить направления исследования и далее совершенствовать практическую концепцию управления, его стратегию и тактику.
Понимание роли диагностирования в исследовательской деятельности позволяет сформулировать следующие требования к его проведению.
Во-первых, диагностирование должно быть аутентичным, т.е. основанным на первоисточниках, на первичной и достоверной информации.
Во-вторых, оно должно быть объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу и план исследования. При этом необходимо определить, кто осуществляет диагностику и по каким базовым параметрам она проводится. Это позволяет минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза и, значит, повысить его объективность и точность.
В-третьих, следует обеспечить точность оценок по критериям (цель диагноза тоже может быть критерием его оценки) целей и назначения диагноза, методологии и организации его проведения.
В-четвертых, диагноз должен отражать комплекс проблем, определяющих состояние управления и возможности его совершенствования.
В диагностике управления используются и такие приемы, как хронометраж, фотография деятельности по временным параметрам, киносъемка и др.
Процесс диагностирования невозможен без определения базовых параметров, т.е. системы критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта диагностирования с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).
Для объективной оценки состояния объекта диагноза необходима система критериев, которая представляет собой нормативные показатели. Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации.
Существуют различные типы диагнозов организации и системы управления. В конкретных условиях необходимо выбирать тот тип, который даст наилучшие результаты проведения диагностики. В некоторых случаях требуется комбинация использования нескольких типов диагностики (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Типология диагнозов
Критерии типологии |
Типы диагноза |
Назначение |
Диагноз отклонений. Диагноз принадлежности. Диагноз оценочный. Диагноз причин. Профилактический диагноз |
Продолжительность |
Экспресс-диагноз. Мониторинг-диагноз |
Масштаб |
Общий. Выборочный. Локальный |
Сфера деятельности |
Полный. По отдельным сферам. Частичный |
Предмет |
Функциональный. Проблемный |
Методика |
Статистический. Документальный. Социометрический |
Использование |
Информационный. Активизирующий |
Диагноз позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или определенной их совокупности, оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Его характеристики отражают соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, отклонения от базы сравнения. Диагноз можно представить в виде сравнительных таблиц или диаграмм.