Лекция 3. Планирование и организация исследования систем управления

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• как разрабатывается программа исследований системы управления;

• какие положения должны быть включены в программу исследования;

• технологические принципы организации исследования;

• приемы формирования интегрального исследовательского интеллекта;

• роль консультирования в организации исследования;

уметь

• разрабатывать программу исследования управления с учетом цели, ситуации и проблем;

• организовать исследование по факторам функционального разделения деятельности, установления нормативов, временных ограничений и системы ответственности;

• мотивировать рациональное использование творческого потенциала исследовательской группы (интегрального интеллекта);

владеть

• приемами организационного регулирования исследовательской деятельности;

• средствами социально-психологического анализа деятельности интегрального интеллекта;

• навыками консультационной поддержки исследования.

Диагностика состояния систем управления

Полезно задуматься

Какую роль играет диагностика в организации исследования? Почему? Какие существуют виды диагностики, и в чем их особенности? Как влияет диагностика на методологию и организацию исследования? Можно ли при помощи диагностического анализа установить и оценить тенденции развития управления?

Диагностика и ее роль в исследовании управления

Диагностика представляет собой вид деятельности, осуществляемой для распознавания истинного состояния какого-либо объекта и причин возникновения этого состояния. Диагноз – результат процедуры диагностики, фиксированное по времени описание состояния объекта и предмета диагностики, оцениваемое по установленным критериям и параметрам отклонения от нормы. Определение состояния объекта, предмета или явления осуществляется посредством реализации комплекса специальных процедур, отражающих цели и назначение диагностики.

Диагностика позволяет устанавливать отклонения от нормального состояния объекта, определить причины их возникновения и оценить возможные последствия. Это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики рассматривается как предварительный этап исследовательского, поискового, познавательного процесса.

Диагностика управления предполагает оценку его состояния по совокупности показателей, отражающих структуру системы управления, процессуальные характеристики его осуществления, а также механизм управления, который представляет собой комплекс средств воздействия на поведение социально-экономической системы. Большое значение в диагностике играют и обобщающие показатели состояния управления, такие, например, как эффективность управления.

На основании данных диагноза можно определить направления исследования и далее совершенствовать практическую концепцию управления, его стратегию и тактику.

Понимание роли диагностирования в исследовательской деятельности позволяет сформулировать следующие требования к его проведению.

Во-первых, диагностирование должно быть аутентичным, т.е. основанным на первоисточниках, на первичной и достоверной информации.

Во-вторых, оно должно быть объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу и план исследования. При этом необходимо определить, кто осуществляет диагностику и по каким базовым параметрам она проводится. Это позволяет минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза и, значит, повысить его объективность и точность.

В-третьих, следует обеспечить точность оценок по критериям (цель диагноза тоже может быть критерием его оценки) целей и назначения диагноза, методологии и организации его проведения.

В-четвертых, диагноз должен отражать комплекс проблем, определяющих состояние управления и возможности его совершенствования.

В диагностике управления используются и такие приемы, как хронометраж, фотография деятельности по временным параметрам, киносъемка и др.

Процесс диагностирования невозможен без определения базовых параметров, т.е. системы критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта диагностирования с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

Для объективной оценки состояния объекта диагноза необходима система критериев, которая представляет собой нормативные показатели. Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации.

Существуют различные типы диагнозов организации и системы управления. В конкретных условиях необходимо выбирать тот тип, который даст наилучшие результаты проведения диагностики. В некоторых случаях требуется комбинация использования нескольких типов диагностики (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Типология диагнозов

Критерии типологии

Типы диагноза

Назначение

Диагноз отклонений.

Диагноз принадлежности.

Диагноз оценочный.

Диагноз причин.

Профилактический диагноз

Продолжительность

Экспресс-диагноз.

Мониторинг-диагноз

Масштаб

Общий.

Выборочный.

Локальный

Сфера деятельности

Полный.

По отдельным сферам.

Частичный

Предмет

Функциональный.

Проблемный

Методика

Статистический.

Документальный.

Социометрический

Использование

Информационный.

Активизирующий

Диагноз позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или определенной их совокупности, оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Его характеристики отражают соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, отклонения от базы сравнения. Диагноз можно представить в виде сравнительных таблиц или диаграмм.