Планирование курса истории социологии
Планируя занятия по истории социологии, надо учитывать следующие факторы.
1. Этот курс является сквозным, проходящим через все этапы обучения студентов в бакалавриате и магистратуре. Следовательно, на занятиях нужно давать такие знания, которые в дальнейшем можно было бы использовать при изучении отдельных отраслей социологии.
2. Для вчерашних школьников, учащихся на первом или втором курсе бакалавриата, дисциплина часто представляется довольно сложной из-за отсутствия в школьной программе такого учебного предмета, как философия. Следовательно, планируя каждое занятие, надо тщательно подбирать научные и философские термины, которые могут быть незнакомы учащимся.
3. Поскольку данная дисциплина призвана ознакомить начинающих социологов с тем вкладом, который внесли в социологию их предшественники, для семинаров следует отбирать те тексты или отрывки из текстов, которые содержат ключевые идеи и отражают принципиальные подходы представителей разных научных школ к пониманию социальных явлений и процессов.
4. Так как социологических школ и концепций очень много, то для создания полной картины развития социологической мысли надо постараться дать как можно больше информации о них при чтении лекций.
5. Лекции следует чередовать с семинарами, где наоборот, сами студенты должны изучать и обсуждать труды классиков социологии. Поэтому особое внимание педагог должен уделять вопросам составления и проверки домашнего задания для студентов, а само задание при необходимости можно разбить по группам учащихся, так как один студент не сможет глубоко проанализировать тексты сразу нескольких авторов.
6. Поскольку концепции и теоретические построения классиков социологии могут показаться вчерашним школьникам сухими и скучноватыми, требуется при разборе идей каждого нового автора сообщать учащимся интересную информацию, касающуюся биографии изучаемого лица и тех проблем, которые рассматривались в его работах. При этом преподаватель должен не столько развлекать студентов, сколько знакомить их с теми деталями личной жизни и научной карьеры ученого и его современников, которые с пользой дополняли бы рассказ о путях формирования научных взглядов выдающихся социологов.
7. Так как взгляды человека па мир и особенно на социальную действительность зависят от окружающего его социального фона, во время занятий по истории социологии целесообразно рассказывать аудитории о тех социальных условиях, в которых родился и жил тот или иной выдающийся социолог.
В качестве примера можно предложить следующий тематический план занятий по истории социологии, когда последовательно проходятся основные социологические школы.
Тема 1. Общая характеристика социологии XIX – начала XX в.
Тема 2. Позитивизм Огюста Конта и Герберта Спенсера.
Тема 3. Субъективная социология П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева и Н. К. Михайловского.
Тема 4. Социологическая школа права Μ. М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого.
Тема 5. Марксизм в социологии XIX – начала XX в.
Тема 6. Теория солидарности Эмиля Дюркгейма. Социология Г. Лебона и Г. Тарда.
Тема 7. Понимающая социология Макса Вебера. Социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса.
Тема 8. Теория элит Вильфредо Парето.
Тема 9. Психоанализ Зигмунда Фрейда и неофрейдизм.
Тема 10. Общая характеристика социологии XX – начала XXI в.
Тема 11. Чикагская школа Р. Парка, Л. Вирта и Э. Хьюза.
Тема 12. Антропологический подход Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.
Тема 13. Интегральная социология Питирима Сорокина.
Тема 14. Символический интеракционизм Ч. Кули, Дж. Мида и Г. Блумера.
Тема 15. Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона и Н. Лумана.
Тема 16. Немецкий неомарксизм М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе.
Тема 17. Историко-институциональная школа Томаса Маршалла.
Тема 18. Политическая социология Ч. Миллса и Дж. Гэллапа. Тема 19. Феноменология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Тема 20. Социология повседневности Г. Гарфинкеля и Э. Гоффмана.
Тема 21. Советская социология 1960–1980 гг.
Тема 22. Социология в современной России.