Планирование как функция управления
Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида и т.п.), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом. Это осознанная потребность в достижении определенного результата в перспективе.
Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления. Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.
В системе управления цели выполняют ряд важных функций, на которых необходимо остановиться.
1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.
2. Цели задают основные направления деятельности, а следовательно, составляют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.
3. Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.
4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.
6. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).
7. Общественно значимые цели служат оправданию в глазах людей необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия.
Классификация целей:
1) по уровням. Низший уровень – объективная целесообразность; высший – целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей;
2) по источникам формирования цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;
3) с точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях (последние, в свою очередь, разбиваются на подцели);
4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например выход на международные рынки, достижение конкурентных преимуществ в своей сфере деятельности, рост устойчивости и пр.
Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических целей, например максимизацию прибыльности. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий).
5) с учетом времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года);
6) по содержанию цели делятся на личные и институциональные.
Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем.
Институциональные цели – это цели производственно-хозяйственной деятельности. Они делятся на технологические, экономические, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т.п.;
7) с точки зрения приоритетности выделяют:
• во-первых, необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;
• во-вторых, желательные, чья реализация позволяет в определенной степени улучшить эго положение и создать дополнительные гарантии;
• в-третьих, возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;
8) цели могут иметь троякую направленность:
• на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;
• осуществление той или иной деятельности, скажем, совершенствование технологии;
• достижение определенного состояния объекта (например, приобретение работником новой профессии);
9) по форме выражения можно говорить о целях, описываемых количественными показателями и характеризуемых качественно;
10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть:
• безразличными по отношению друг к другу (индифферентными);
• конкурирующими;
• дополняющими (комплементарными);
• исключающими друг друга (антагонистическими);
• совпадающими (идентичными);
11) по степени обязательности можно выделить цели-задания и цели-ориентиры. Главным способом реализации целей-заданий является настрой исполнителей посредством целей-ориентиров;
12) с точки зрения масштабности выделяются глобальные, общие и частичные цели;
13) по степени реальности цели рассматриваются как действительные и мнимые;
14) наконец, цели можно рассматривать с точки зрения иерархичности. Здесь выделяются миссия (генеральная цель), общие и специфические цели.
Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру,
социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп.
Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели.
Специфические цели отражают состояние основных организационных подсистем. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей.
Значение целей в деятельности организации. Как следует из определения организаций, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время.