Перспективы обеспечения мира и стабильности между народами

При всем том не хотелось бы согласиться с теми авторами, которые говорят, что современный мир — это мир хаоса, борьбы всех против всех. Но все же следует отметить, что в контексте всего вышеизложенного возникает множество сакраментальных вопросов.

— Способен ли наступающий новый миропорядок достичь названных выше целей?

— Будет ли он способен обеспечить материальное благополучие народов, устойчивое развитие как национальных экономик, так и мировой экономики в целом?

— Способен ли он ликвидировать бедность и нищету в обширных регионах земного шара?

— Будет ли он способен обеспечить мир и стабильность в международных отношениях, или же человечество ждет неконтролируемый кризис?

— Могут ли быть управляемы или нейтрализованы разнообразные кризисы с помощью ответственных превентивных действий, осуществляемых коллективно как государствами, так и негосударственными акторами?

Совместными усилиями государства способны противодействовать источникам нестабильности и разного рода угрозам безопасности национального, регионального и мирового уровней, предотвратить и нейтрализовать возможные кризисы и конфликты.

Как показывает исторический опыт, международная стабильность наилучшим образом достигалась и обеспечивалась именно при преобладающей роли в мировых делах великих держав, обладающих соответствующими ресурсами, и при необходимости волей использовать эти ресурсы для достижения конкретной цели. Об этом свидетельствует опыт великих мировых империй, которые, подчинив своей власти огромные пространства, множество стран и народов, на тот или иной период времени в той или иной форме и степени обеспечивали относительные мир и стабильность. При этом сила всегда была критически важным фактором в установлении и поддержании нового мирового порядка. Эта максима в какой-то мере не потеряла свою актуальность и значимость и в наши дни.

Признание этой реальности предполагает необходимость формирования некой системы наднациональных институтов коллективной многосторонней координации деятельности субъектов мировой политики. По идее, они должны быть наделены соответствующими полномочиями и ресурсами для предотвращения конфликтов и противодействия им, при необходимости использовать силу, включая вооруженную, для обеспечения мира и стабильности в мире.

В этом смысле, возможно, правы те авторы, по мнению которых, зачастую для восстановления порядка в мире понадобится принуждение того или иного возмутителя спокойствия к соблюдению общепринятых норм и правил (если требуется, с помощью применения или угрозы применения силы). Может быть, вмешательство западных стран в дела Югославии на более ранней стадии способствовало бы мирному разрешению конфликта и предотвратило бы огромную трагедию.

Конечно, здесь возникают вопросы о том, как, на каких принципах, из чего должны быть созданы такие институты, которые могли бы выполнять в некотором смысле функции позитивно трактуемого мирового полицейского.

Верно, что в настоящее время крупнейшие акторы, как старые, так и новые, взаимозависимы и имеют много общих интересов в плане обеспечения мира и стабильности в функционировании международной системы. Эта система (в лице прежде всего ООН) обладает эффективными институтами и рычагами для регулирования отношений между государствами в большей степени, чем любая другая международная система в истории.

Однако любое благодушие, тем более чрезмерный оптимизм в этом вопросе для нас не может не быть непозволительной роскошью. Как отмечал Р. Дебре, оптимизм спровоцировал большое количество катастроф. Оптимизм не позволил предотвратить великое множество исторических трагедий и усыпил волю.

Но разве разные составляющие человечества во все времена не дрались друг с другом не па жизнь, а на смерть, порой устраивая пляски смерти и кровавые бойни мирового масштаба? Где гарантия того, что природа человечества, его этос радикально изменится и оно приобретет способность достижения истинного единства и обеспечения мира и безопасности для всего мира? Иначе говоря, возникает множество вопросов, на которые мало кто может дать сколько-нибудь приемлемые ответы.

Дело в том, что, как правило, место и роль в мировом сообществе каждого из его членов определяет множество факторов. В силу этого все без исключения государства не могут воспринимать ту или иную конкретную угрозу миру в том или ином регионе одинаково и в одинаковой степени участвовать в ликвидации этой угрозы.

К тому же коллективная безопасность оказывается действенным средством лишь в том случае, если все народы или страны в равной степени заинтересованы в противодействии конкретному акту агрессии и готовы идти на равный риск противостояния. Такого совпадения, как показывает опыт истории, не бывает, поскольку каждое государство оценивает угрожающие ему опасности с точки зрения собственных национальных интересов. Этим, в частности, можно объяснить тот неопровержимый факт, что ни один акт агрессии, в который была бы вовлечена та или иная великая держава, не был отражен путем применения принципа коллективной безопасности.

Это относится и к деятельности ООН, решения которой в конечном счете оказывались неэффективными или невыполнимыми, если речь шла о действиях и поведении великой державы. Здесь примеров можно привести множество. Это агрессии США во Вьетнаме и СССР в Афганистане, Берлинские кризисы, американо-британская агрессия в Ираке и др.

Такая постановка вопроса тем более корректна, если учесть, что единое человечество с общими интересами, целями, ценностями и т.д. можно себе представить, скажем, с высоты птичьего полета. Чем ниже мы спускаемся, тем явственнее прослеживается его фрагментарность, лоскутность, многоцветие, многообразие на фоне постоянных противоречий, вражды, конфликтов, противоборства, войн и т.д.

К тому же экспансия глобальной экономики и процессы интернационализации породили новый комплекс проблем и рисков всемирного масштаба, которые носят многомерный характер. Многие из них являются результатом непредсказуемых последствий технологического, экономического, социального развития и политики в этих сферах. Опасности, таящиеся в этих проблемах, способны привести к широкомасштабному глобальному кризису, если государства не готовы совместно справиться с ними.

Очевидно, что решение этих проблем требует многосторонних концентрированных усилий мирового сообщества. В связи с этим нелишне напомнить, что даже когда существовало общее согласие относительно характера и значимости соответствующих проблем, было крайне трудно разработать и осуществить единую политику международного сообщества. Проблема состоит в том, как достичь некоего консенсуса хотя бы между главными членами мирового сообщества относительно путей и средств предотвращения угроз конфликтов и войн, обеспечения международной безопасности.