Период школьного возраста
По достижении ребенком школьного возраста самой главной задачей родителей становится найти для него подходящее образовательное учреждение. Эта задача не менее сложная, чем устройство в детский сад, так как в настоящее время в России крайне мало учебных заведений, готовых принять ребенка с аутизмом.
Даже если ребенок показывает неплохие результаты на психолого-педагогической комиссии, родителям в большинстве случаев предлагают вариант индивидуального обучения па дому. Если же у специалистов возникает сомнение в соответствии уровня интеллектуального и речевого развития ребенка массовой программе, они рекомендуют индивидуальное обучение по программе вспомогательной школы.
Специалистам, курирующим ребенка, необходимо вместе с семьей настоять на попытке постепенного подключения ребенка к работе в классе. Это необходимо ему для приобретения опыта социального взаимодействия. Но даже такое недостаточно адекватное решение проблемы возможно только в отдельных крупных городах. В более отдаленных районах часто оказывается, что нет ни индивидуального обучения, ни классов для детей с задержкой развития, ни даже вспомогательных школ с не очень тяжелым контингентом детей. В результате ребенок с аутизмом часто признается необучаемым — не потому что его нельзя учить, а потому что некому и негде.
Длительные поиски школы с минимальным наполнением классов и педагога, который согласился бы взять ребенка; переживание многочисленных отказов на приемных комиссиях; тревога по поводу того, удержится ли ребенок в классе, не будет ли учеба для него слишком большой нагрузкой, — вот далеко не полный набор проблем родителей с аутичными детьми школьного возраста. Родители даже не успевают порадоваться тем объективным улучшениям в состоянии их ребенка, который к этому возрасту может стать более управляемым, контактным, не так глубоко погружаться в свои стереотипии, демонстрировать заметные приобретения в области моторного и речевого развития.
Благополучное решение проблемы поступления в школу, в свою очередь, порождает новые трудности. Они связаны со сложным процессом адаптации к коллективу детей, школьному режиму, фронтальному обучению. На близких ребенка, прежде всего на мать или бабушку, ложится большая нагрузка, связанная с сопровождением ребенка на занятия и выполнением домашних заданий.
Вместе с тем посещение ребенком школы — крайне важный фактор относительной нормализации социального статуса семьи. Какой-то период своей жизни он большую часть времени проводит как все его сверстники — ходит в школу, делает домашние задания. Регулярная занятость ребенка в школе (даже если это не полный и не каждый день) освобождает на короткое время мать, которая до сих пор безотлучно должна была находиться рядом с ним.
Однако это положение не является стабильным. В большинстве случаев, обычно в средней и старшей школе, снова возникает вопрос о переводе на индивидуальное обучение. Это обусловлено многими причинами. С одной стороны, это медлительность ребенка, недостаточная включенность его на уроках, трудности с устными ответами; с другой — его эмоциональная незрелость, социальная наивность, а также тот факт, что он может становиться объектом насмешек одноклассников, провоцироваться ими на неадекватные поступки.
Основная проблема, которую должны решить для себя родители, — стоит ли бороться за посещение школы, условия которой являются для их ребенка экстремальными, или смириться с домашним обучением, потеряв при этом реальную возможность постепенного приобретения навыков адаптации в коллективе сверстников. Задача специалиста на данном этапе — помочь найти для ребенка приемлемое место обучения, обеспечить взаимопонимание родителей и учителей, по возможности удержать ребенка в ситуации обучения в школе, которая дает ему бесценный опыт социализации.
Не менее важно при этом, однако, не дать семье сосредоточиться исключительно на школьных проблемах ребенка, позволить помощи в приготовлении домашних заданий поглотить все время общения с ним, что неминуемо приведет к выхолащиванию семейных отношений, к формированию у ребенка повой волны негативизма в контактах с близкими.
В это время могут интенсивно развиваться дружеские отношения ребенка с отцом, который в отсутствие контакта ребенка со сверстниками становится его основным проводником в расширяющийся мир. Развитие этих отношений, безусловно, должно быть поддержано специалистами.
В школьном возрасте очень важно искать подход к будущей профессионализации аутичного ребенка; это даже более важно, чем для обычного школьника. Задача специалиста и родителей — найти возможность использования для этой цели интересов самого ребенка и островков его специфических способностей.