Рим периода республики
В Римской республике существовали три вида народных собраний: центуриантные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, в компетенцию которых входило принятие законов, избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров), объявление войны, апелляция на смертные приговоры.
Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и т.д.), плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.
Куриатные собрания после реформы Сервия Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.
Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание.
Важную роль играл сенат, компетенция которого была обширной. Сенат контролировал законодательную деятельность и избрание должностных лиц народными собраниями, первоначально утверждая уже принятые решения, а с III в. до н.э. выражая предварительное согласие. К компетенции сената относились вопросы налогообложения и государственные расходы, постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, вопросы внешней политики, заключение мира, набор в армию и распределение легионов между командующими. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог установить диктатуру.
Государственные должности в Риме получили название магистратуры. В период республики основными принципами замещения магистратур были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
Возглавляли систему магистратур консулы, которые обладали высшей военной властью, созывали сенат и народные собрания, могли издавать приказы и принуждать к их исполнению, имели право суда и вынесения смертных приговоров; последние могли быть обжалованы.
Второй по значению магистратурой были преторы, в чьи функции входило управление городом и руководство судопроизводством. Преторы, обладая правом издавать общеобязательные распоряжения, стали толкователями и творцами права.
Плебейские (народные) трибуны первоначально должны были защищать плебеев от произвола патрицианских магистров, затем стали выполнять функции блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Они имели право налагать запрет (вето) на распоряжение магистратов и выдвигать законопроекты во все виды народных собраний.
Все магистраты избирались сроком на один год. В чрезвычайных ситуациях сенат мог назначить диктатора. Это была экстраординарная магистратура. Диктатор обладал высшей военной, гражданской и судебной властью, которая не могла быть ограничена вето, его распоряжения обжалованию не подлежали, и он не мог быть привлечен к ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев, но в период кризиса республики возникали и бессрочные диктатуры – Суллы, Цезаря и др.
Важную роль играла коллегия цензоров, которая избиралась на пять лет. Цензоры распределяли граждан по центуриям в зависимости от имущественного ценза, составляли списки сенаторов, следили за нравственностью.