Передача документов в архив
Основные правила работы архивов организаций одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002. Они распространяются на архивы государственных организаций, а также негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда РФ, отнесенных к государственной собственности.
Государственные организации, не отнесенные к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственные организации могут руководствоваться правилами организации и обеспечения работы своих архивов.
Для хранения документов Архивного фонда РФ, относящихся к государственной собственности, и документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, имеющих практическое значение, а также документов по личному составу, их учета, использования, отбора и подготовки к передаче на постоянное хранение федеральный орган исполнительной власти образует архив.
Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
После проведения экспертизы ценности документы в порядке, установленном Федеральным архивным агентством, подлежат обязательной передаче на постоянное хранение в федеральный архив как часть Архивного фонда РФ.
Передача дел с исполненными документами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу производится только по описям дел.
Прием каждого дела производится заведующим архивом в присутствии работника структурного подразделения. При этом на обоих экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых дел, дата приема-передачи дел, а также подписи заведующего архивом организации и лица, передавшего дела.
Вместе с делами в архив организации передаются регистрационные картотеки на документы и (или) программные средства и базы данных, содержащие информацию о регистрации и исполнении передаваемых документов. Заголовок каждой картотеки или базы данных включается в опись.
В соответствии с Законом об архивном деле для временного хранения документов Архивного фонда РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы установлены сроки:
• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, а также документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций – 15 лет;
• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ – 10 лет;
• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций – 5 лет;
• для включенных в состав Архивного фонда РФ отдельных видов архивных документов:
– записей актов гражданского состояния – 100 лет,
– документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов – 75 лет,
– проектной документации по капитальному строительству – 20 лет,
– технологической и конструкторской документации – 20 лет,
– патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец – 20 лет,
– научной документации – 15 лет,
– кино- и фотодокументов – 5 лет,
– видео- и фонодокументов – 3 года.
До передачи в архив дела хранятся в соответствующих подразделениях организации (в канцелярии, в секретариате), в ряде случаев (особенно это касается крупных организаций) непосредственно в структурных подразделениях.