Парадигма международной торговли Кругмана

Классическая теория служила обоснованием необходимости торговли вплоть до середины XX в., но после Второй мировой войны выводы теории стали опровергаться. Во-первых, оказалось, что самая большая и самая динамично развивающаяся часть товарных потоков приходится на торговлю между развитыми странами. Во-вторых, эти страны занимают близкие позиции по уровню технологического развития, обеспеченности трудовыми и капитальными ресурсами, поэтому о сравнительных преимуществах здесь не может быть и речи. В-третьих, значительная часть товарных потоков движется внутри отраслей, а не между ними. Развитые страны, такие как США, Япония, Германия, Франция, Италия, Швеция, одновременно и продают, и покупают автомобили на международном рынке. Это противоречит классической теории.

Пол Кругман (род. 1953) предложил теорию, объясняющую новые явления в экономике с использованием таких понятий, как эффект от масштаба и монополистическая конкуренция. Эффект от масштаба означает, что фирма, увеличивая производство, сокращает издержки на единицу продукции (АТС). Э. Чемберлин обосновывал тенденцию к росту цен дифференциацией продукции, под которой он понимал мнимые и реальные отличия в оформлении, упаковке, вкусовых и иных потребительских свойствах продукта.

Фирмы – производители товаров-заменителей прибегают к дифференциации продукции с целью привлечения потребителей. Рыночные структуры, в которых существует множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, получили название монополистической конкуренции. Потребители ценят разнообразие, каждая фирма производит свой бренд и является монополистом по выпуску продукции с этим брендом. Но между этими фирмами существует конкуренция, поскольку потребитель может заменить товар одной фирмы товаром другой фирмы.

П. Кругман показал, что в отраслях, где доминируют характеристики монополистической конкуренции с дифференцированным продуктом и положительной отдачей от масштаба увеличение размера рынка за счет международной торговли приводит к росту разновидностей товаров, конкуренции, что способствует снижению издержек производства и цен для потребителей.

Для обоснования этого вывода П. Кругман рассмотрел две условные, абсолютно одинаковые страны, которые по классической теории Д. Рикардо не должны бы торговать друг с другом. Но в условиях экономии от масштаба и монополистической конкуренции происходит фактическое увеличение рынка. Именно на этом принципе строится современная торговля между развитыми странами, например внутри Евросоюза.

П. Кругман разработал формальную модель, в которой торговля порождается экономией от масштаба, а не различиями в начальных запасах факторов или в технологии. Настоящий подход отличается от большинства других попыток формального анализа торговли в условиях возрастающей отдачи, в которых допускается, что экономия от масштаба является внешней по отношению к фирмам, вследствие чего рынки остаются полностью конкурентными[1]. Вместо этого у Пола Кругмана экономия от масштаба предполагается внутренней по отношению к фирмам в рыночной структуре, являющейся одной из разновидностей монополистической конкуренции Чемберлина.

Новая экономическая география П, Кругмана объясняла концентрацию капитала и рабочей силы в крупных городах возможностью максимально использовать преимущества крупномасштабного производства благодаря большой численности населения и сокращению транспортных издержек. В работах Кругмана обосновывается вывод о том, что глобализация ведет не к однородному миру, а, наоборот, – к еще большему усилению уже существующих глобальных финансовых и индустриальных центров типа Нью-Йорка или Лондона, именно благодаря их традиционной вовлеченности в рынки многих стран и своей роли на них.

Благодаря экономии от масштаба у производителей есть стимулы сконцентрировать производство каждого товара или услуги в ограниченном числе географических точек. Благодаря тому что затраты на торговлю зависят от расстояния, создаются предпочтительные географические точки для каждого индивидуального производителя. Это те самые места, где спрос наиболее высок, а предложение ресурсов особенно благоприятное, где существуют другие производители. Поэтому, по мнению Кругмана, географическая концентрация промышленности, после того как она уже установилась, сама себя увеличивает и развивает[2].

На экономические взгляды П. Кругмана и его интерес к размещению производительных сил оказал влияние специалист в области бизнес-стратегий М. Портер. Благодаря его работе П. Кругман увлекся идеей о ключевой роли промышленных кластеров в международной конкуренции.

Теория международной торговли Кругмана адаптирует подход Э. Чемберлина к анализу торговли в условиях возрастающей отдачи от масштаба. Она показывает, что торговля не обязательно является результатом международных различий в технологии или начальных запасах факторов. Торговля может быть просто способом расширения рынка и использования экономии от масштаба, причем последствия торговли похожи на последствия роста численности рабочей силы и региональной агломерации. Эта точка зрения выглядит полезной для понимания торговли между промышленно развитыми странами.