О некоторых мерах социально-экономического возрождения России
Предлагаемые ниже мероприятия, имеющие первостепенное значение для социального развития России и способные вызвать отклик у очень многих ее граждан, в то же время могут показаться на первый взгляд утопичными по причине кажущегося отсутствия материальных и денежных ресурсов. В дальнейшем, после изложения предлагаемых нами мероприятий, мы постараемся показать, что ресурсы на их осуществление у России есть.
России для ее процветания, занятия достойного места на мировой арене, с ее огромной территорией и колоссальными природными ресурсами, с учетом очень большой протяженности государственных границ и особенностей геополитического положения, наличия мощных соседей, имеющих территориальные претензии к нашей стране, которые возрастают по мере изменения сил в мире в их пользу, необходимо значительно большая численность населения. Если бы не серия демографических трагедий (две мировые войны, революция и Гражданская война, насильственная коллективизация, массовые репрессии, наконец, распад единой державы и геноцид народа в форме шокотерапии), население современной России в исторически присущих ей границах составляло бы порядка 500-600 млн человек. Нанесенные народу (его генофонду) потери необходимо восстанавливать, нужно возрождать народ, имея в виду качественную и количественную сторону демографических процессов.
Проблема эта многогранна, она имеет множество духовных, психологических и материальных аспектов. В частности, помимо достойного материального обеспечения материнства и детства необходимо духовное, культурно-психологическое укрепление идеи прочной семьи, что предполагает не только широкое просвещение молодежи на предмет брака и семьи, но и создание для семьи соответствующего материального фундамента (развитие жилищного строительства, индустрии бытовых удобств, бытовой инфраструктуры и сферы бытовых услуг). Необходимо также развитие сферы, культуры и досуга, органическое вплетение в них социального института семьи. Очень важна вера в будущее процветание страны, что может быть обеспечено только проведением такого политико-экономического курса, который уже сегодня обеспечивал бы повышение благосостояния народа. При распространении в обществе пессимистических взглядов на будущее, отсутствии социальных и экономических гарантий безопасной личной жизни и т.п. нельзя ожидать высокой рождаемости в стране. Социальный аспект демографической проблемы носит комплексный характер, он переплетен со всей социальной и экономической системой общества. Рассмотрим те меры, которые необходимы для повышения рождаемости и для достойного воспитания подрастающего поколения, так как России необходим не просто количественный рост населения, но и чтобы представители новых поколений росли высоконравственными гражданами, получали высокий уровень образования, были ориентированы на лучшие достижения российской и мировой духовной культуры.
Мы предлагаем устанавливать заработную плату матерям, желающим сконцентрироваться на рождении и воспитании детей, и, соответственно, покинуть свои рабочие места с зачетом времени воспитания ребенка в трудовой стаж для пенсии, с возможностью многодетной матери досрочно выйти на пенсию после воспитания определенного, законодательно оговоренного числа детей. При этом величина зарплаты, ее дифференциация, условия получения определяются нижеследующими моментами.
1. Размер заработной платы должен быть достаточным для обеспечения достойной жизни матери и ее детям. Это в отношении матери с одним ребенком при ценах начала 2011 г. должно составлять не менее 30 тыс. руб. в месяц, что вполне сопоставимо с суммой 140 руб. в месяц до начала шокотерапии (2 х 70 руб., когда 70 руб. составляли минимальный уровень зарплаты в народном хозяйстве СССР).
2. По мере увеличения количества детей зарплата матери должна возрастать, причем прогрессивно (шкалы прогрессии целесообразно разрабатывать по регионам страны).
3. Заработную плату матерей желательно дифференцировать по регионам страны с учетом их трудонедостаточности или, наоборот, трудоизбыточности, обратив особое внимание на российское Нечерноземье, выделив приоритетные районы страны по стимулированию рождаемости, с учетом того, что наибольшие потери в населении понес в XX в. прежде всего русский народ и именно в среде русских наблюдается наибольшее падение рождаемости.
4. По мере вступления выросших детей в трудоспособный возраст и устоявшегося выбора ими профессиональной стези установить единовременные крупные премии тем матерям, которые вырастили наиболее достойных граждан страны.
5. Работающим матерям выплачивать пособия на детей (с учетом достижения уровня жизни на одного члена семьи не только в рамках физиологической потребности, но и значительно выше, обеспечивая достойный стандарт, включающий в себя образовательные и культурные потребности). С целью наиболее эффективного, концентрированного и адресного расходования детских пособий их не следует выплачивать материально высокообеспеченным семьям, но начислять их на резервный счет семьи, с тем чтобы в случае резкого падения ее благосостояния ранее не выплачиваемые ей пособия выдавать частями в течение нескольких лет.
6. Непременным условием получения неработающей матерью зарплаты волокно быть ее регулярное посещение, часто совместно с детьми, на выбор одного из культурно-воспитательных центров (своеобразного симбиоза клуба, школы, продленного дня, спорткомплекса, культурно-просветительского университета и центам воспитания разносторонне развитой личности).
Культурно-воспитательные центры (КВЦ) должны быть открыты для посещения также работающими матерями с детьми (или только их детьми) в соответствии со свободным выбором и желанием.
КВЦ должны находиться на государственном финансировании, что не исключает создания в качестве дополнения (но не альтернативы) частных КВЦ, с предоставлением им льгот' по аренде помещения, коммунальным платежам, налогам (вплоть до освобождения).
Предполагается, что государственные КВЦ предоставляют свои услуги бесплатно. Частные КВЦ могут предоставлять свои услуги как на началах платности, так и благотворительности (это различие необходимо учитывать при предоставлении им льгот со стороны государства).
Заработная плата воспитателей, преподавателей, тренеров, культурологов и других квалифицированных служащих государственных КВЦ должна быть достаточно высокой для привлечения в них квалифицированных кадров, в том числе из талантливой молодежи, на уровне не ниже чем полутора-, двухкратный эквивалент средней зарплаты по народному хозяйству.
В КВЦ на правах совместительства могли бы работать также посещающие их матери как на воспитательных работах, так и в качестве специалистов при обладании соответствующим уровнем подготовки, Высококвалифицированные пенсионеры, в особенности уволенные из рядов вооруженных сил, могли бы также найти применение своего профессионального потенциала в КВЦ.
Каждый КВЦ предполагается финансировать в соответствии с числом привлеченных им матерей с детьми. Последним нужно предоставить возможность выбора между различными КВЦ в пределах места проживания. При таком порядке возникает плодотворная конкуренция между КВЦ, у них появляется стимул к борьбе за свой престиж, репутацию. В итоге преимущества государственного финансирования будут сочетаться с достоинствами свободной конкуренции независимо от того, созданы они государством или частным сектором.
КВЦ должны проходить государственное лицензирование и инспектирование, но не на предмет их всеобщей унификации, а в качестве обеспечения необходимого воспитательно-образовательно-культурного минимума (его планка должна быть довольно высока) и недопущения вреда для детей неквалифицированным или извращенным воспитанием. Сверх этого минимума у КВЦ должен быть самый широкий выбор в проявлении инициативы, новых творческих подходов в деле формирования высокоразвитой личности.
КВЦ могут создаваться с определенным уклоном, как мировоззренческим, так и профессиональным. Естественно, что семья с сильными православными традициями изберет КВЦ с православным уклоном, почитатели ислама или буддизма предпочтут КВЦ с акцентом на изучение культурных традиций близкой им религии и т. п. Другие КВЦ будут ориентироваться на строго научное мировоззрение, свободный поиск мировоззренческих истин.
КВЦ, как правило, будучи многопрофильными, смогут концентрироваться на определенных, наиболее близких им профессиях, приобретая технический, гуманитарный, военно-патриотический и другие уклоны.
При должном развитии КВЦ смогут стать генераторами творчески-созидательного потенциала личности в российском обществе, связать живым мостом подрастающее и зрелые поколения, способствовать выбору молодежью профессии в соответствии с внутренним даром, что будет способствовать оптимальной расстановке в обществе людей по рабочим местам в соответствии с их способностями (только от этого экономический потенциал страны и: производительность труда возрастут многократно), будет укрепляться семья, нравственные начала и устои, обеспечиваться правопорядок, волна преступности резко пойдет на спад.
В организационной структуре КВЦ не должно быть унификации, нужно учитывать местные и культурные особенности населения. Одни КВЦ могут создаваться заново, другие - на базе общеобразовательных школ, техникумов, ПТУ и т.п., с учетом их интеграции в единый воспитательно-образовательный комплекс.
Вузы и отдельные НИИ могли бы помимо выполнения своих основных функций взять на себя роль научно-консультационно-методических центров в отношении КВЦ, с дополнительным государственным финансированием данной деятельности.
Разумеется, далеко не все женщины захотели бы сменить перспективы высокопрофессиональной карьеры на положение неработающей матери. Здесь должно быть обеспечено право личного выбора жизненного пути. Однако нужно иметь в виду, что неработающая мать в предлагаемой системе вовсе не будет превращаться в духовно и интеллектуально ограниченную клушу-домохозяйку. Как раз наоборот, занимаясь воспитанием и образованием детей при помощи опытных педагогов, она всей атмосферой КВЦ будет побуждаться к внутреннему росту, культурному, интеллектуальному развитию, занятию спортом, эстетическому преображению, такая женщина станет внутренне неизмеримо интереснее, внешне значительно привлекательнее. Это будет стимулировать ее мужа на высокопроизводительный труд, профессиональный рост, укреплять его нравственное начало, побуждать отдавать свободное время самосовершенствованию и культурному развитию, что в сильной степени укрепит семью, ликвидирует социально-психологическую почву для алкоголизма, наркомании, душевных срывов и т.п.
Все предложенные выше преобразования, естественно, потреб уют значительных материальных и денежных средств. Где их взять? Конечно, в рамках проводимого социально-экономического курса по сценарию МФВ проблема неразрешима. Однако в условиях положительного экономического развития, даже такого деформированного, которое имело место в советский период, не говоря уже о принятии оптимальной модели социально-экономического развития страны, проблема вполне разрешима, причем не в отдаленном будущем, а именно в настоящее время.