Ответственность при буксировке
Регулирование ответственности буксировщика, отправителя и получателя буксируемого объекта во многом сходно с регулированием ответственности при перевозке груза внутренним водным транспортом. Однако имеются и некоторые отличия.
Ответственность буксировщика. Он несет ответственность за неподачу буксировочного судна в виде штрафа, который налагается из расчета 0,1 МРОТ за каждую тонну буксируемого объекта.
Буксировщик несет также ответственность за несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта. За данное нарушение обязательства предусмотрена санкция в виде пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Ответственность наступает, если буксировщик не докажет, что несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело.
Следующий вид ответственности – это ответственность за утрату или повреждение буксируемого объекта. При утрате буксируемого объекта с буксировщика взыскивается ущерб в размере стоимости утраченного буксируемого объекта и плата за его буксировку, если она не входит в стоимость утраченного буксируемого объекта. В случае повреждения буксируемого объекта с буксировщика взыскивается стоимость ремонта буксируемого объекта, которая определяется отправителем или получателем буксируемого объекта. Если между сторонами возникли разногласия по поводу стоимости ремонтных работ, она определяется независимой экспертизой.
Особенность ответственности буксировщика при повреждении плота заключается в том, что он оплачивает отправителю (получателю) плота стоимость утраченного такелажа, а организации, осуществляющей сплав леса, которая занималась сбором древесины, – стоимость этой работы. Ее размеры определяются соглашением сторон или решением арбитражного суда. Но они ограничены полной стоимостью древесины в момент транспортного происшествия с плотом. Она определяется исходя из цены, обычно взимаемой за аналогичный товар в месте сбора такой древесины[1]. В случае если нарушения, повлекшие повреждение или несохранность буксируемого объекта, произошли по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности буксировщика (п. 1 ст. 404 ГК).
Ответственность отправителя буксируемого объекта касается прежде всего непредъявления буксируемого объекта для буксировки, а также неиспользования буксирующего судна. Отправитель несет такую же ответственность, как и буксировщик за неподачу транспортного средства для буксировки, т.е. штраф в размере 0,1 МРОТ за каждую тонну буксируемого объекта.
Отправитель несет ответственность за несвоевременную оплату буксировки объекта. С него в этом случае взыскиваются пени в пользу буксировщика в соответствии с законодательством РФ.
На отправителя возлагается также ответственность перед буксировщиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременности передачи, недостоверности или неполноты сведений, указанных в документах, предусмотренных законом.
Наконец, отправитель и получатель буксируемого объекта отвечают за сверхнормативный простой буксирующего судна, который допущен по их вине. С указанных лиц взыскивается штраф в размере 1 МРОТ за 100 киловатт мощности буксирующего судна в час.