Ответственность за нарушение обязательств при перевозке багажа
Законом предусмотрена ответственность как перевозчика, так и пассажира при перевозке багажа. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, а пассажир – за искажение сведений о нем и отправление предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа установлена ст. 796 ГК. Эта статья содержит общую формулировку ответственности перевозчика как за несохранность груза, так и багажа. Поэтому рассмотренные основные положения его ответственности за указанное нарушение обязательств при перевозке груза относятся и к ответственности в связи с перевозкой багажа.
Закон устанавливает рамки ответственности перевозчика. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК он отвечает за несохранность багажа после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, уполномоченному на получение багажа.
Подтверждением принятия багажа от пассажира к перевозке является выдача ему оформленной багажной квитанции, а фиксацией момента начала ответственности – дата и подпись перевозчика на этом документе. Моментом выдачи багажа является вручение его уполномоченному лицу, предъявившему перевозчику багажную квитанцию.
Возмещение причиненного ущерба осуществляется в следующих размерах:
– в случае утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
– в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости;
– в случае утраты багажа, сданного с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа.
Имеются некоторые особенности в регулировании транспортными законами вопросов ответственности перевозчика за несохранность багажа. Прежде всего это касается ВК. В нем содержится формулировка оснований, при которых перевозчик не несет ответственности за указанное нарушение обязательств, отличающаяся от формулировки п. 1 ст. 796 ГК. В соответствии с п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Оценка несовпадения формулировок ст. 118 ВК и ст. 796 ГК дана при рассмотрении ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза[1].
Сделанный в рамках этого анализа вывод о необходимости при решении вопроса об ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза руководствоваться п. 1 ст. 796 ГК, а не противоречащим ему п. 1 ст. 118 ВК, полностью относится и к вопросу об ответственности воздушного перевозчика за несохранность багажа.
Особенности регулирования КТМ ответственности перевозчика за несохранность багажа заключаются в том, что законом отдельно установлена его ответственность при осуществлении каботажных перевозок и ответственность при перевозках в заграничном сообщении (п. 1, 3 ст. 197). При перевозках багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется в соответствии с п. 1 ст. 796 ГК. Иная ситуация, если перевозка осуществляется в заграничном сообщении. Здесь ответственность перевозчика зависит от того, относится ли багаж к каютному или не является таковым.
Нормы КТМ, закрепляющие ответственность перевозчика за несохранность багажа, перевозимого в заграничном сообщении, по сути, воспроизводят положения Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1961 г., в том числе касающихся и пределов ответственности[2].
В отдельных транспортных законах, помимо ответственности перевозчика за несохранность багажа, закреплена также его ответственность за несохранность вещей, находящихся при пассажире, а также ручной клади. Так, в соответствии с п. 2 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за несохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Любопытно, что в отличие от проанализированной ответственности перевозчика за несохранность багажа, несение которой увязано ВК с невозможностью для перевозчика доказать, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или что такие меры нельзя было принять, условия наступления ответственности перевозчика за несохранность находящихся при пассажире вещей полностью совпадают с условиями, закрепленными в п. 1 ст. 796 ГК, что можно только приветствовать. Сам же факт различного подхода ВК к регулированию однопорядковых транспортных правонарушений является свидетельством непоследовательности законодателя и необъяснимой противоречивости.
В УАТГНЭТ, помимо ответственности перевозчика за несохранность багажа, установлена еще и ответственность за несохранность ручной клади пассажира. Но приведенная в законе формулировка основания освобождения перевозчика от ответственности несовершенна. В ч. 10 ст. 34 УАТГНЭТ указывается, что перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что ее несохранность произошла по вине перевозчика. Во-первых, возложение доказывания вины перевозчика на пассажира противоречит п. 2 ст. 401 ГК, согласно которому отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Во-вторых, Устав не определяет размеры возмещения причиненного нссохранностью ручной клади ущерба.
Следует отметить, что отдельными транспортными законами за ненадлежащее исполнение обязательств при перевозке багажа предусмотрена ответственность не только перевозчика, но и пассажира. Так, УЖТ установлена ответственность пассажира за искажение сведений о багаже (ч. 1 ст. 111). Кроме того, УЖТ, а также УАТГНЭТ предусмотрена ответственность за отправку в сданном багаже предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена (ч. 2 ст. 111 УЖТ, ч. 9 ст. 35 УАТГНЭТ).