Оценка уровня коррупции
Индекс восприятия коррупции. Восприятие коррупции внутри страны характеризует Индекс восприятия коррупции – ИВК (Corruption Perception Index – CPI). Он дает возможность определять уровень коррупции в разных странах и классифицировать их по степеням коррупционности. Уровень коррупции вне страны характеризуется индексом склонности плательщиков взятки (Bribe Payers Propensity Index – BPPI), который рассчитывается международной организацией но противодействию коррупции Transparency International с 1999 г. Для расчета ИВК избран метод комбинированного индекса, который содержит результаты опросов, взятые из множества источников, каждый из которых получен применением разных выборов и методов.
Получение достоверных данных о коррупции почти невозможно, и обоснование результатов каждого опроса приводит к многочисленным вопросам. Имея в виду, что юридические определения взяткодательства и коррупции в разных странах могут отличаться друг от друга, невозможно пользоваться одним и тем же методом для расчетов и агрегации.
Ежегодный ИВК, составляемый Transparency International, измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны. ИВК основан на данных опросов экспертов и деловых кругов. ИВК за 2012 г. ранжирует 176 стран мира по шкале от 0 до 100 баллов, ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 – наименьший.
При расчете ИВК в 2012 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 133-е место из 176 возможных.
Из года в год в России и во многих странах мира правительства, бизнес, СМИ и граждане использовали ИВК, рассчитанный Transparency International, для оценки прогресса в области противодействия коррупции или положения страны относительно географических соседей, политических партнеров и экономических конкурентов.
Сделать это было довольно трудно в силу того, что методология ИВК не предполагала сравнения нового показателя страны с предыдущими. Идя навстречу запросу международного сообщества, в 2012 г. Transparency International обновило методику расчета ИВК таким образом, что отныне межгодовые сравнения, отслеживание прогресса или регресса стали возможными (табл. 3.13).
Таблица 3.13
Результаты Индекса восприятия коррупции за 2012 г.
Страна |
Значение индекса |
Место |
Финляндия |
90 |
1 |
Новая Зеландия |
90 |
1 |
Дания |
90 |
1 |
Швеция |
88 |
4 |
Сингапур |
87 |
5 |
Швейцария |
86 |
6 |
Норвегия |
85 |
7 |
Австралия |
85 |
7 |
Нидерланды |
84 |
9 |
Канада |
84 |
9 |
Исландия |
82 |
11 |
Люксембург |
80 |
12 |
Германия |
79 |
13 |
Гонконг |
77 |
14 |
Барбадос |
76 |
15 |
Бельгия |
75 |
16 |
Великобритания |
74 |
17 |
Япония |
74 |
17 |
США |
73 |
19 |
Уругвай |
72 |
20 |
Чили |
72 |
20 |
Франция |
71 |
22 |
Багамы |
71 |
22 |
Сент-Люсия |
71 |
22 |
Ирландия |
69 |
25 |
Австрия |
69 |
25 |
Катар |
68 |
27 |
ОАЭ |
68 |
27 |
Кипр |
66 |
29 |
Ботсвана |
65 |
30 |
Испания |
65 |
30 |
Эстония |
64 |
32 |
Пуэрто-Рико |
63 |
33 |
Португалия |
63 |
33 |
Бутан |
63 |
33 |
Сент-Винсент и Гренадины |
62 |
36 |
Словения |
61 |
37 |
Тайвань |
61 |
37 |
Кабо-Верде |
60 |
39 |
Израиль |
60 |
39 |
Доминика |
58 |
41 |
Польша |
58 |
41 |
Маврикий |
57 |
43 |
Мальта |
57 |
43 |
Южная Корея |
56 |
45 |
Венгрия |
55 |
46 |
Бруней |
55 |
46 |
Коста-Рика |
54 |
48 |
Литва |
54 |
48 |
Руанда |
53 |
50 |
Грузия |
52 |
51 |
Сейшельские острова |
52 |
51 |
Бахрейн |
51 |
53 |
Чешская Республика |
49 |
54 |
Малайзия |
49 |
54 |
Турция |
49 |
54 |
Латвия |
49 |
54 |
Куба |
48 |
58 |
Намибия |
48 |
58 |
Иордания |
48 |
58 |
Оман |
47 |
61 |
Словакия |
46 |
62 |
Хорватия |
46 |
62 |
Гана |
45 |
64 |
Лесото |
45 |
64 |
Румыния |
44 |
66 |
Саудовская Аравия |
44 |
66 |
Кувейт |
44 |
66 |
ЮАР |
43 |
69 |
Бразилия |
43 |
69 |
Македония |
43 |
69 |
Италия |
42 |
72 |
Босния и Герцеговина |
42 |
72 |
Сан-Томе и Принсипи |
42 |
72 |
Болгария |
41 |
75 |
Тунис |
41 |
75 |
Черногория |
41 |
75 |
Либерия |
41 |
75 |
Шри-Ланка |
40 |
79 |
Сербия |
39 |
80 |
Тринидад и Тобаго |
39 |
80 |
Китай |
39 |
80 |
Ямайка |
38 |
83 |
Панама |
38 |
83 |
Перу |
38 |
83 |
Буркина-Фасо |
38 |
83 |
Сальвадор |
38 |
83 |
Суринам |
37 |
88 |
Свазиленд |
37 |
88 |
Марокко |
37 |
88 |
Тайланд |
37 |
88 |
Замбия |
37 |
88 |
Малави |
37 |
88 |
Сенегал |
36 |
94 |
Бенин |
36 |
94 |
Молдова |
36 |
94 |
Индия |
36 |
94 |
Колумбия |
36 |
94 |
Монголия |
36 |
94 |
Греция |
36 |
94 |
Джибути |
36 |
94 |
Габон |
35 |
102 |
Танзания |
35 |
102 |
Аргентина |
35 |
102 |
Мексика |
34 |
105 |
Филиппины |
34 |
105 |
Боливия |
34 |
105 |
Армения |
34 |
105 |
Косово |
34 |
105 |
Гамбия |
34 |
105 |
Мали |
34 |
105 |
Алжир |
34 |
105 |
Нигер |
33 |
113 |
Восточный Тимор |
33 |
113 |
Албания |
33 |
113 |
Гватемала |
33 |
113 |
Эфиопия |
33 |
113 |
Мадагаскар |
32 |
118 |
Эквадор |
32 |
118 |
Доминиканская Республика |
32 |
118 |
Индонезия |
32 |
118 |
Египет |
32 |
118 |
Республика Беларусь |
31 |
123 |
Мавритания |
31 |
123 |
Сьерра-Леоне |
31 |
123 |
Мозамбик |
31 |
123 |
Вьетнам |
31 |
123 |
Ливан |
30 |
128 |
Того |
30 |
128 |
Кот-д'Ивуар |
29 |
130 |
Никарагуа |
29 |
130 |
Уганда |
29 |
130 |
Коморы |
28 |
133 |
Россия |
28 |
133 |
Гондурас |
28 |
133 |
Гайана |
28 |
133 |
Иран |
28 |
133 |
Казахстан |
28 |
133 |
Кения |
27 |
139 |
Пакистан |
27 |
139 |
Нигерия |
27 |
139 |
Азербайджан |
27 |
139 |
Непал |
27 |
139 |
Камерун |
26 |
144 |
Бангладеш |
26 |
144 |
Украина |
26 |
144 |
Республика Конго |
26 |
144 |
Сирия |
26 |
144 |
Центральноафриканская Республика |
26 |
144 |
Папуа – Новая Гвинея |
25 |
150 |
Эритрея |
25 |
150 |
Парагвай |
25 |
150 |
Гвинея-Бисау |
25 |
150 |
Кыргызстан |
24 |
154 |
Гвинея |
24 |
154 |
Йемен |
23 |
156 |
Камбоджа |
22 |
157 |
Таджикистан |
22 |
157 |
Ангола |
22 |
157 |
Лаос |
21 |
160 |
Ливия |
21 |
160 |
Конго |
21 |
160 |
Зимбабве |
20 |
163 |
Экваториальная Гвинея |
20 |
163 |
Гаити |
19 |
165 |
Бурунди |
19 |
165 |
Чад |
19 |
165 |
Венесуэла |
19 |
165 |
Ирак |
18 |
169 |
Туркменистан |
17 |
170 |
Узбекистан |
17 |
170 |
Мьянма |
15 |
172 |
Судан |
13 |
173 |
Афганистан |
8 |
174 |
Северная Корея |
8 |
174 |
Сомали |
8 |
174 |