Оценка факторов внешней маркетинговой среды
Как уже отмечалось, деятельность вуза на рынке подвергается влиянию различных макроэкономических факторов. Несмотря на то что управлять факторами внешней среды образовательное учреждение не в состоянии, оно имеет возможность моделировать их воздействие и адаптироваться к ним.
Существуют различные методики оценки влияния факторов макросреды на организацию. Для оценки факторов внешней среды на деятельность вуза можно использовать следующую методику, которая состоит из пяти этапов.
На первом этапе следует составить профиль внешней среды, для чего необходимо:
• определить факторы внешней среды, оказывающие влияние на сферу образования;
• оценить степень их важности и направленности влияния на вуз.
Для оценки факторов внешней среды используется метод экспертных оценок. Количество экспертов 5–7 чел., каждый фактор оценивается по 5-балльной шкале.
Оценка важности для сферы образования
Сильная важность |
Умеренная важность |
Слабая важность |
3 |
2 |
1 |
Оценка влияния на вуз
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Не влияет |
3 |
2 |
1 |
0 |
Оценка направленности влияния
Позитивное влияние (+1) |
Негативное влияние (-1) |
На втором этапе следует отразить результаты экспертизы в табл. 3.2.
На третьем этапе – определить профиль внешней среды, который корректируется с учетом конкретной ситуации.
На четвертом этапе – рассчитать интегральную оценку, указывающую на степень важности фактора для вуза:
где А – важность для сферы образования; В – влияние на вуз; С – направленность влияния.
Таблица 3.2. Профиль среды
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Интегральная оценка |
||
Экономические факторы |
||||||
Спрос на образовательные услуги |
||||||
Уровень текущих доходов населения |
||||||
Структура потребления населения |
||||||
Уровень инфляции |
||||||
Покупательская способность населения |
||||||
Финансирование высшего и послевузовского образования и т.д. |
||||||
Демографические факторы |
||||||
Численность населения страны |
||||||
Плотность населения |
||||||
Темпы роста миграции населения |
||||||
Возрастная структура населения |
||||||
Этнический состав населения |
||||||
Уровень охвата населения высшим образованием |
||||||
Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны и т.д. |
||||||
Политико-правовые факторы |
||||||
Количество законодательных актов в сфере высшего образования |
||||||
Количество нормативных актов, регулирующих сферу образования |
||||||
Количество программных документов в сфере образования |
||||||
Научно-технологические факторы |
||||||
Инновационный потенциал вуза |
||||||
Уровень использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе |
||||||
Коэффициент обновления компьютерной техники |
||||||
Актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени) |
||||||
Организационная активность в научно-производственной сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени) и т.д. |
||||||
Социально-культурные факторы |
||||||
Уровень культуры |
||||||
Коэффициент интеллектуальности молодежи |
||||||
Коэффициент интеллектуальности населения |
||||||
Социальный статус населения |
||||||
Степень этичности населения и т.д. |
||||||
Национальные факторы |
||||||
Структура населения с точки зрения национального признака |
||||||
Количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах и т.д. |
||||||
На пятом этапе – на основании составленного профиля внешней среды сделать выводы о том, какие факторы в большей, а какие в меньшей степени влияют не только на сферу образования, но и на каждый конкретный вуз.