Внутренние социальные угрозы

1. Усиление структурной деформации экономики.

Основополагающим в решении этой проблемы является привязка структуры производства к структуре рыночного спроса.

Изменение структуры экономики следует проводить в два этапа.

Первый этап – пассивный – ликвидация, перепрофилирование производств продукции, невостребованной рынком.

Второй этап – активный – наращивание мощностей по производству конкурентоспособной продукции.

Направления работы по изменению структуры экономики таковы:

– определение целесообразности сохранения действующих предприятий в хозяйственной системе;

– установление перечня предприятий оборонного комплекса, целиком работающих по военному заказу и не подлежащих конверсии;

– определение предприятий, у которых контрольный пакет акций или "золотая акция" должны быть закреплены за государством в целях оказания влияния на принимаемые решения;

– привлечение иностранного капитала в те отрасли и сферы экономики, которые в большей мере оказывают воздействие на структурные сдвиги;

– законодательное определение так называемых локомотивных отраслей и сфер производства, способствующих формированию оптимальной структуры экономики (приоритетное их финансирование, льготы).

2. Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала.

Экономическое возрождение России без крупных капиталовложений в стратегические сферы народного хозяйства невозможно. Обладая огромными природными ресурсами, российская экономика проявляет признаки стагнации, что создает прямую опасность для страны.

Спад инвестиционной активности усилил тенденции старения производственного потенциала страны. Снижаются объемы валового накопления основного капитала. Происходит нарастание износа основных фондов. По состоянию на 2011 г. износ основных фондов в обрабатывающем производстве составил 46,7%, в добывающих производствах – 52,2%.

Преодоление инвестиционного и инновационного кризиса возможно с помощью:

– активизации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала;

– выделения приоритетов и направлений современного экономического роста;

– осуществления мер по стимулированию частных инвестиций;

– разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций;

– создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.

3. Утечка из страны валютных ресурсов.

Для предотвращения "бегства" капиталов необходимо решение по крайней мере трех проблем:

– изучение мотивов "утечки";

– разработка мер по возвращению "беглого" капитала;

– предотвращение дальнейшей утечки.

4. Углубление имущественного расслоения общества.

Мировой опыт доказывает, что если разница в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1 : 10, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России в среднем это соотношение составляло в 2012 г. 1 : 16,4, а по отдельным городам и регионам оно еще выше.

Необходимо принятие следующих мер:

– преодолеть кризисное состояние экономики, ликвидировав тем самым базу воспроизводства бедности;

– повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив налоговые ставки на сверхдоходы;

– усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении;

– выработать механизм справедливого распределения тяжести кризисного периода в развитии страны между различными группами населения.

5. Чрезмерная открытость экономики.

В стратегическом плане открытость экономики – верный курс, которому следовали многие развитые страны. Открывая экономику, необходимо учитывать состояние защищенности отечественного производства, финансов и банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей и сфер производства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации предусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельность иностранных банков и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций и т.д. К системе мер, ослабляющих эту опасность, можно отнести:

– создание независимой государственной структуры по предварительной экспертизе крупномасштабных соглашений, заключаемых с иностранными партнерами, с точки зрения экономической безопасности страны;

– усиление государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

– определение в законодательном порядке для иностранных инвесторов не только приоритетных сфер приложения капитала, но и запретных отраслей;

– ужесточение процедуры покупки акций иностранными инвесторами;

– недопущение скупки ими за бесценок национального богатства России;

– обеспечение защиты банковской системы страны.

6. Угроза криминализации экономики.

Резкое ухудшение криминогенной обстановки в сфере экономики произошло в 1994–1995 гг., что связано с небывалым по масштабам переделом государственной собственности, либерализацией внешнего и внутреннего рынка при одновременном процессе потери управляемости экономикой. Именно в эти годы резко возросла коррумпированность государственных чиновников.

Наиболее криминализированными сферами оказались отношения собственности, финансы и кредит, банковская деятельность, торговля, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение.

Для преодоления криминализации российской экономики государство должно осуществить ряд мер организационно-экономического характера:

– устранить в действующем законодательстве так называемые правовые дыры;

– принять меры по предотвращению проникновения теневого капитала в законную экономику и во властные структуры.

Заключение

Современный мир крайне неоднозначен и характеризуется сложными взаимосвязями и зависимостями. Многообразие внешних обстоятельств, оказывающих влияние на развитие общества, определяет огромное количество рисков, с которыми сталкиваются в повседневной деятельности каждый человек, каждое предприятие.

В учебнике представлены основные показатели экономической безопасности, их пороговые значения и определены подходы к определению этих пороговых значений. Выявление угроз экономической безопасности и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга (систематического сопоставления действительного значения с пороговым) основных показателей экономической безопасности. Непосредственный отбор показателей (индикаторов) для мониторинга требует специальной проработки. Для оценки фактического состояния экономики, выявления и устранения опасных тенденций необходимо определить пороговые значения всех показателей (индикаторов). Такой подход обусловливает необходимость дополнительного углубленного исследования на основе взаимосвязей экономических параметров.

Важно отметить, что необходимый и достаточный уровень экономической безопасности государства в целом достигается только при сбалансированном росте всех показателей экономической безопасности до удовлетворительного уровня. При этом достижение удовлетворительных значений по одному показателю не должно проводиться в ущерб другим.

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет актуальность государственной деятельности по обеспечению стабильных темпов экономического развития. Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми при проведении политических и экономических реформ, в стране до сих пор наблюдаются негативные процессы в экономике, социальной сфере, отношениях центра и регионов. Промышленное производство в России в последние годы растет медленнее, чем ВВП.

Обеспечение экономической составляющей национальной безопасности означает прежде всего нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением ряда стран использовать ситуацию в стране в своих экономических и политических интересах.

Указанные выше и многие другие явления в бурно развивающейся современной политической и экономической обстановке со всей остротой ставят перед научными и педагогическими коллективами задачу подготовки специалистов в области экономической безопасности. В современных условиях без знания основных положений теории и практики безопасности, комплекса проблем экономической безопасности государства, региона, предприятия, личности практически не может обойтись ни один специалист, занятый в сфере управления государственных органов власти, коммерческих структурах, финансово-кредитной системе, в сфере предпринимательства и т.д.

В учебнике описаны основные направления экономической безопасности государства, такие как научно-техническая, финансовая, продовольственная безопасность. Проанализированы состояние и динамика уровня безопасности в этих сферах. Представлены основные показатели, характеризующие состояние данных направлений. Уделено внимание экономической безопасности регионов, рассмотрены методы оценки инвестиционной привлекательности регионов как базовой характеристики их устойчивого экономического развития.

Одним из ключевых разделов учебника является раздел, посвященный экономической безопасности предприятия. Рассмотрены такие направления обеспечения комплексной безопасности предприятия, как кадровая безопасность, финансовая безопасность, информационная безопасность. Последний раздел посвящен вопросам обеспечения экономической безопасности личности, ее основным аспектам – правовой защищенности, уровню здоровья и образования, экологической безопасности, уровню и качеству жизни.

На основании представленной в учебнике динамики показателей по выбранным направлениям обеспечения экономической безопасности государства можно отметить, что основной тенденцией является прекращение спада по основным макроэкономическим показателям, имевшее место в 1990-х гг. По сравнению со значениями основных показателей на начало 1990-х гг. сегодняшняя ситуация характеризуется значительным их снижением, что говорит о качественном изменении экономики, несмотря на некоторую положительную динамику за последние три-пять лет.

Вместе с тем на устойчивость российской экономики не может не влиять общемировая тенденция в финансовой сфере, и это следует учитывать при стратегическом развитии экономики на ближайший и отдаленный периоды. Негативные тенденции в развитие российской экономики вносят зарубежные финансовые кризисы, снижение темпов экономического развития, спады активности на мировых фондовых рынках. Такое влияние существенно сказывается на российской экономике, еще довольно неокрепшей и зависимой по многим параметрам от зарубежных импортеров готовой продукции, технологий, капитала.

Серьезными проблемами современной экономики являются высокий уровень теневой экономики и неснижающаяся, несмотря на активную работу государства и ужесточение уголовной ответственности, коррупция.