Освоение природных ресурсов Мирового океана

Такое освоение предполагает ранжирование, определение категорий, классификацию задач и целей. Разбивка наиболее важных и актуальных проектов использования природных ресурсов по территориальному принципу может быть осуществлена на четыре группы, каждая из которых предполагает специфические приемы освоения этих ресурсов, подходов к организации взаимоотношений с другими участниками природопользования в морских районах.

1. Дальневосточные моря. В связи с неблагоприятными для России геополитическими изменениями последних десятилетий, которые резко осложнили транспортные коммуникации и морское базирование на западе, эти моря приобретают исключительное значение для обеспечения продовольственных, минерально-сырьевых и экспортных национальных интересов России.

2. Арктические моря. Для них характерно начало промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов, кроме того, накопление здесь доз негативного воздействия, прежде всего радиационного, приближается к тому уровню, за которым происходят качественные, возможно необратимые изменения экологических систем, требующие принятия экстренных мер.

3. Черное, Азовское и Каспийское моря. Это наиболее изменчивые и экологически уязвимые части Мирового океана в условиях серьезного усиления антропогенного воздействия на них и на Средиземное море – основной водоем развившейся цивилизации. Эти моря, их побережья являются густо заселенными различными народами, образовавшими новые государства, и глубоко вдаются в материк, что резко повышает их загрязненность.

4. Балтийское море. Оно также является глубоко вдающимся в сушу водоемом, его побережье используется десятком стран, что обусловливает необходимость не только комплексного и взвешенного природопользования, но и учета имеющейся в этой области эколого-правовой базы, инвентаризации ее эффективности и выполнения всеми заинтересованными сторонами международных, региональных и национальных соглашений об охране природной среды бассейна Балтийского моря, его рыбных запасов, о предупреждении и ликвидации последствий наводнений и иных стихийных бедствий.

Основа экономической деятельности России в указанных районах прилегающих морей и в иных частях Мирового океана включает судоходство, рыболовство, разведку, использование ресурсов морского дна, полезных ископаемых, обеспечиваемые состоянием науки, оборудования, технологий, кадрового потенциала, а также комплексом международных правовых актов и политических акций государства.

Освоение природных ресурсов Мирового океана в многополярном мире обусловливает создание и применение надлежащей нормативно-правовой базы, свода правил, предусматривающих регулирование такого освоения. Основу безопасности видов природоресурсной и природоохранной деятельности составляют многосторонние и двусторонние международные соглашения, конвенции, договоры, принципы международного морского права, провозглашающие свободу открытого моря, суверенитет государств над внутренними водами и территориальным морем.

При этом необходимо осуществлять разграничение компетенции государственных органов РФ и субъектов Федерации, юрисдикцию и суверенитет Российской Федерации, защиту прав государства, его экономической, природоохранной, природоресурсной деятельности, бизнес-сообщества, законные и справедливые публичные надзорные и контрольные функции.

Обнаружение в Баренцевом море перспективного Штокмановского и иных месторождений газа и нефти, наличие в нем рыбы и иных богатых и уникальных биологических ресурсов, удачное расположение бассейна относительно России, Норвегии, Англии, Германии и других стран Европы обусловливают привлечение внимания к экологическим требованиям, предусмотренным международным правом и законодательством РФ.

Эти требования содержатся в известных международных договорах России, общепризнанных принципах и нормах международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью се правовой системы. Имплементация международных требований в российское законодательство осуществляется постоянно, но с трудностями ввиду расхождения и несовпадения ряда предписаний, а главное – вследствие разных способов правоприменения.

Так, представители России активно участвовали на протяжении 1990-х гг. в разработке проекта Орхусской конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, вносили конструктивные предложения при ее обсуждении, но не решились подписывать ее, вероятно, ввиду неготовности судебной и правоохранительной систем, государственного аппарата, состояния исполнительской дисциплины, общественного мнения, эколого-правовой культуры большинства граждан.

Актами российского законодательства должен создаваться обусловленный принципами международного права, российскими реформами и предусмотренный ст. 6, 8 и 34 Конституции РФ инвестиционный климат свободного перемещения товаров, услуг и финансовой деятельности, поддержки добросовестной конкуренции, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, признания и равной защиты многообразных форм собственности, государственной социальной политики, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Эти акты характеризуются попытками внедрения и упрочения гражданско-правовых, имущественных начал в природопользовании и охране окружающей среды, сочетания экономических и административных методов правового регулирования, стимулирования экологически полезной деятельности, устранения декларативности и размытости правовых требований и предписаний.

Полезен анализ существующей практики ведущих морских держав по организации, реализации, утверждению и исполнению морских программ, использованию программно-целевого метода разработки, а также механизмов финансирования работ, неуклонного исполнения правовых требований всеми и повсеместно.

При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности. На ее заседаниях среди прочих вопросов обсуждаются задачи обеспечения правопорядка на континентальном шельфе РФ и в прилегающих к России частях Мирового океана, принятия мер по поддержанию надлежащего природопользования и охраны природы на континентальном шельфе РФ и в Мировом океане.

Использование природных ресурсов континентального шельфа и Мирового океана носит многоаспектный характер, однако первостепенное значение при их рассмотрении имеет правовое регулирование использования и обеспечения правовой охраны биологических ресурсов, недр, чистоты вод Мирового океана как наиболее необходимых в настоящее время и уязвимых частей природной среды.